В Средней Азии уже в первом тысячелетии до н. э. находились богатые области, расположенные по долинам рек Сырдарьи, Зерафшана, Кашка-дарьи, Амударьи, Мургаба, Теджана. Это были земледельческие оазисы, культурная жизнь которых держалась на искусственном орошении, основанном на выведении каналов из рек, берущих свое начало в горах. По соседству с оазисами в степях жили разноплеменные кочевники.
Жившее здесь население иранского происхождения — согдийцы по рекам Зерафшану и Кашка-дарье, хорезмийцы — по нижнему течению Аму-дарьи, бактрийцы — к югу от Аму-дарьи, — принадлежали к народам, упоминающимся с глубокой древности. Уже с VI в. до н. э. мы встречаем имена этих народов в составе Древне-иранского (Ахеменидского) государства. В конце IV в. до н. э. Александр Македонский после завоевания Ирана отправился в области Средней Азии и покорил их, в том числе и существовавший уже тогда Самарканд. Греческие писатели, бывшие в походе Александра Македонского, оставили свои записи, из которых видно, что уже тогда эта земледельческая страна имела много городов. Впоследствии, к VI в. н. э. наибольшей известностью стали пользоваться Мерв, Бухара и Самарканд. Через эти города проходил старинны»; торговый путь из Ирана и Кавказа в Монголию и дальше в Китай. По всей стране, которую называли тогда Туркестаном и на территории которой в настоящее время находятся наши братские советские республики—Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская) ССР — раскинуты были замки крупных землевладельцев-феодалов, называвшихся тогда дехканами.1
В зависимости от дехкан находилось земледельческое население, трудолюбиво обрабатывавшее оазисы, где на ряду с пшеницей и ячменем культивировали хлопок, рис, виноград, шелковичное и плодовые деревья.
Существовала письменность (много документов на согдийском языке дошло до нашего времени). Благодаря транзитной торговле укреплялись культурные связи с Передней Азией, Кавказом, Ираном, Индией, Китаем, что выразилось в распространении в городах Средней Азии христианства, зороастризма, манихейства, буддизма. В 60-х годах VI в. н. э. в степях нынешнего Казахстана сложилась мощная держава кочевников-тюрков, подчинившая себе и культурные оазисы.
В половине VII в. арабы завоевали нынешний Туркменистан, а в начале VIII в. области к северо-востоку от р. Аму-дарьи (Мавераннахр — буквально: «то, что за рекой»). Арабы разбили и отбросили как тюркских кочевников, так и проникших было в район Ферганы китайцев. После распада арабского халифата в Средней Азии образовалось государство Саманидов (874—1005 гг.) ео столицей в г. Бухаре, в котором главную роль играл таджикский элемент. В VIII—X вв. оазисы Средней Азии достигли высокого расцвета; очень развилась городская жизнь; Мерв, Бухара, Самарканд, Ургенч и др. стали большими и богатыми городами. Представителями умственной культуры были знаменитый математик Мухаммед аль-Хорезми (конец VIII—-нач. IX в.; с алгеброй и логарифмами Европа впервые познакомилась по его трудам), географ Ахмед аль-Бальхи (пол. IX — нач. X в.), величайший ученый мусульманских стран Бируни (пол. X — нач. XI в.), вольнодумный философ ибн-Сина (Авиценна, кои. X — нач. XI в.), писавшие на арабском языке; великими поэтами были Рудаки и Дакики (X в.), писавшие на иранском (таджикском) языке.
В конце X — начале ХГв. Средняя Азия к востоку от р, Аму-дарьи была завоевана кочевыми тюркскими племенами, принявшими ислам и объединенными под властью династии1 Караханидов. Государство Караханидов дробилось на уделы. Области к западу от Аму-дарьи (нынешняя Туркмения) после падения государства Саманидов некоторое время входили в состав государства Газневи-дов, объединявшего нынешний Афганистан, восточный Иран и северо-западную Индию, но после битвы при Денданакане (1040 г.) были завоеваны туркменами, во главе которых стояла династия Сельджуков. После распада Сельджукской империи (1092 г.) Мерв стал столицей восточного удела Сельджуков. В 1141 г. тюрки-кара-ханиды должны были подчиниться «язычникам» кара-хитаям — кочевому народу, вероятно, монгольского происхождения, незадолго до того вытесненному из северного Китая и осевшему в нынешнем Синьцзяне (китайский Туркестан). Со второй половины XII в. заметно усиление Хорезмийского государства (в низовьях р. Аму-дарьи). Хорезмшаху Текешу (1172—1200 гг.) удалось завоевать нынешнюю Туркмению и почти весь Иран; хорезмшах Мухаммед (1200— 1221 гг.) в союзе с племенем найманов, вытесненных Чингис-ханом из Монголии, разбил и разгромил государство кара-хитаев и присоединил Бухару, Самарканд и другие районы к северо-востоку от Аму-дарьи к своим владениям (1210 г.). Таким образом, незадолго до монгольского нашествия вся Средняя Азия и весь Иран входили в состав Хорезмийского государства с центром в г. Ургенче.
Источник: Киевская Русь>>
Источник: Киевская Русь>>
В VI—VIII вв. н. э. степи, простирающиеся от Каспийского и Аральского морей до Монголии включительно, заняты были кочевыми турецкими народами, которые переходили в ту эпоху от родового строя к классовому и образовали обширное турецкое государство, распавшееся постепенно на ряд независимых кочевых владений. Одно из них на территории от нижней Волги до Днепра с захватом северного Кавказа известно было под именем хазарского и до X в. играло крупную роль в политической жизни юго-восточной Европы. Ведя полукочевое, полуземледельческое хозяйство, государство это знало большую по тому времени торговлю, которую вели купцы как местного происхождения,- так и приезжие из Кавказа, Средней Азии, Ирана с одной стороны, Киевской Руси, Новгородского края и Скандинавии — с другой. Торговля производилась мехами, воском, кожами, идущими из районов Камы и более северных мест, в обмен на ткани и оружие из областей Кавказа я стран Азии. Торговля шла главным образом речным путем, по Волге. На территории государства хазар находилось много городов. Главными из них считались Семендер и позднее — Итиль, развалины которого, если только они сохранились, надо искать где-то около современной Астрахани. На Дону стояла хазарская крепость Саркел.
ОтветитьУдалитьХазарское государство было многоплеменным: в его состав входили болгары, тюрки, славяне, евреи и др. Славян здесь было много (ср. Приазовскую и Причерноморскую Русь, стр. 223),
С X в. особенно энергично стали проникать сюда славяне из Киевского государства в связи с победоносными походами на хазар Киевского князя Святослава. К XI в. Саркел стал, во всяком случае, городом с преимущественно славянским населением. Арабский ученый XI в. ал-Бекри (ум. в 1094 г.) пишет, что хазары из-за смешения со славянами говорили по-славянски наравне с другими народами севера, в том числе с печенегами и русами.1 Константин Багрянородный в своем произведении «De administrando imperio» между прочим пишет о печенегах, что они дают византийским чиновникам клятвы по своим «законам», причем употребляет здесь в греческом тексте чисто славянский термин «()». Такой же славянский термин «воевода» применялся к вождям мадьярским. По этому поводу византолог Bury J. В. замечает, что на юге «славянский язык в эту эпоху был вообще своего рода lingua franca для неславянских народов по Дунаю и Днепру».2 Востоковед акад. Френ относительно истории хазар выразился, что эта история есть часть древней истории Руси, настолько истории этих двух государств переплетаются.3
В первой половине VIII в. хазары были вытеснены арабами из Закавказья.
Это большое многоплеменное государство не всегда имело достаточно средств для того, чтобы держать в повиновении покоренные им народы и защищать свои владения от нападения соседей. В Хв. начинается распад этого государства.
Природно-климатические условия были одним из факторов, сформировавшим этнопсихологические характеристики народов Средней Азии. Многие их поколения, как и другие люди, живущие в жарких и засушливых районах земного шара, накопили большой опыт приспособления к экстремальным климатическим условиям. Традиционная одежда, особое жилье, веками выработанный уклад жизни и отношения к ней - все это позволяет теперь уже успешно жить и действовать в привычных обстоятельствах. Такая адаптация предполагает размеренную, неторопливую жизнь, неспешную, а то и вялую в условиях высокой жары работу. Человек размеренно орудует мотыгой, устав, уйдет в тень, сядет под дерево, выпьет чашечку зеленого чая, отдохнет и продолжает свое занятие. Так трудились веками. Подобные традиции, сохранившиеся и сегодня, оказывают определяющее влияние на поведение и поступки людей.
ОтветитьУдалитьУ большинства представителей Средней Азии преобладает слабая степень выражения эмоций и чувств. В основном это люди флегматического и сангвинического темпераментов. Они медленнее, чем другие народы, осмысливают жизненные и профессиональные задачи, которые возникают в процессе деятельности. Однако когда цель усвоена, она становится неотъемлемым руководством к действию. Представители этих национальностей стараются добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Вместе с тем, если ослабляется контроль за их деятельностью, они могут допускать поблажки себе и своим землякам. В их среде исследователями отмечается пониженная общественно-политическая активность в составе многонационального коллектива.
Многие особенности национальной психологии коренных народов среднеазиатского региона объясняются своеобразием свойственных им норм и правил общественной и культурной жизни.
Так, у казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков и части узбеков еще сильны родоплеменные связи. Принадлежность к кругу людей, связанных кровными узами, налагает на них большие обязанности. Например, считается естественным помогать родственникам даже тогда, когда они не правы, защищать их, даже если они совершили общественные проступки. Когда один из родственников занимает руководящую должность, он почти всегда стремится создать себе окружение из своих самых близких ему людей.
Свадебный обряд в Средней Азии
ОтветитьУдалитьОсновная структура свадебного обряда в Средней Азии была одинакова и включала в себя следующие этапы: сватовство - свадьба - послесвадебные церемонии. При этом общерегиональную особенность брачного ритуала составляло наличие в нем отголосков древнего матрилокального брака. Это проявлялось в том, что кульминация свадьбы обычно приходилась на торжества в доме невесты, причем у ряда народов (казахов, киргизов, каракалпаков) в ходе этих торжеств отчетливо выделялось два этапа. Первый этап включал в себя обычай "тайных" добрачных свиданий жениха и невесты, которые де-юре признавались обычным правом началом брачных отношений. Второй этап - свадьба в доме невесты - повторяла многие обрядовые моменты первого (встреча жениха, установка свадебного жилища, борьба за невесту и т.д.) и продолжалась уже в доме отца жениха. Обычай добрачных свиданий жениха и невесты был характерен и для оседлых народов. Показательно, что мусульманское бракосочетание, осуществляемое муллой, в своем большинстве проходило в доме невесты. Общее распространение имел обычай возвращения молодухи домой через год после замужества. Наиболее ярко этот обычай был выражен у туркмен. Молодуха могла оставаться у родителей от одного до десяти лет, пока не будет выплачен калым. Муж должен был посещать жену тайно, а в случае своего обнаружения рисковал поплатиться жизнью.
Общими важнейшими моментами свадьбы в доме мужа являлись следующие обряды: трехдневная изоляция невесты за свадебным занавесом, смотрение лица новобрачной, скрытого специальной занавеской, приобщения к новому очагу посредством ритуального "кормления" огня. В доме свекра молодая строго должна была соблюдать обычай избегания мужской родни мужа, а также она не должна была называть родственников мужа по имени.
В Средней Азии уже в первом тысячелетии до н. э. находились богатые области, расположенные по долинам рек Сырдарьи, Зерафшана, Кашка-дарьи, Амударьи, Мургаба, Теджана. Это были земледельческие оазисы, культурная жизнь которых держалась на искусственном орошении, основанном на выведении каналов из рек, берущих свое начало в горах. По соседству с оазисами в степях жили разноплеменные кочевники.
ОтветитьУдалитьЖившее здесь население иранского происхождения — согдийцы по рекам Зерафшану и Кашка-дарье, хорезмийцы — по нижнему течению Аму-дарьи, бактрийцы — к югу от Аму-дарьи, — принадлежали к народам, упоминающимся с глубокой древности. Уже с VI в. до н. э. мы встречаем имена этих народов в составе Древне-иранского (Ахеменидского) государства. В конце IV в. до н. э. Александр Македонский после завоевания Ирана отправился в области Средней Азии и покорил их, в том числе и существовавший уже тогда Самарканд. Греческие писатели, бывшие в походе Александра Македонского, оставили свои записи, из которых видно, что уже тогда эта земледельческая страна имела много городов. Впоследствии, к VI в. н. э. наибольшей известностью стали пользоваться Мерв, Бухара и Самарканд. Через эти города проходил старинны»; торговый путь из Ирана и Кавказа в Монголию и дальше в Китай. По всей стране, которую называли тогда Туркестаном и на территории которой в настоящее время находятся наши братские советские республики—Узбекская ССР, Туркменская ССР и Таджикская) ССР — раскинуты были замки крупных землевладельцев-феодалов, называвшихся тогда дехканами.1
В зависимости от дехкан находилось земледельческое население, трудолюбиво обрабатывавшее оазисы, где на ряду с пшеницей и ячменем культивировали хлопок, рис, виноград, шелковичное и плодовые деревья.
Существовала письменность (много документов на согдийском языке дошло до нашего времени). Благодаря транзитной торговле укреплялись культурные связи с Передней Азией, Кавказом, Ираном, Индией, Китаем, что выразилось в распространении в городах Средней Азии христианства, зороастризма, манихейства, буддизма. В 60-х годах VI в. н. э. в степях нынешнего Казахстана сложилась мощная держава кочевников-тюрков, подчинившая себе и культурные оазисы.
Ушакова Алина, прежде чем писать комментарий,должна была прочитать сообщение Вадима, т.к. комментарий дублирует текст сообщения.
УдалитьШирокий круг родственных связей проявляется и в их национальном обычае: возвращаясь из дальней поездки, принято привозить подарки для многочисленных родственников. Народам Средней Азии испокон веков свойственно уважение к старшим. В обращении к ним особенно соблюдаются выработанные веками жесты, подчеркивающие учтивость. Например, когда младший подает старшему что-либо, то должен левой рукой поддерживать правую.
ОтветитьУдалитьПредставители народов Средней Азии очень тяжело переживают оскорбления, в том числе словесные, особенно нецензурную брань. В таких обстоятельствах они, как правило, сильно возбуждаются, идут на конфликты. Зато очень высоко ценят спокойный тон других людей, их высокую культуру и спокойную манеру речи, а также доверие, уважение к ним, хорошее отношение к своим национальным традициям, обычаям, привычкам, литературе и искусству.
При немалом внешнем и психологическом сходстве эти народы тем не менее имеют много самобытных черт. Например, у узбекского народа, который на протяжении многих веков занимался в основном земледелием и торговлей, выработались бережливое отношение к земным богатствам и приспособленность к напряженному труду. Казахи и киргизы, издревле занимавшиеся преимущественно разведением лошадей и овец, более глубоко знали все, что было связано с потребностями пастбищного скотоводства. В результате широких экономических связей с другими народами у узбеков выработались общительность, вежливость, приветливость. Кочевой же образ жизни казахов и киргизов, их постоянное пребывание вдали от других людей способствовали формированию у них значительной сдержанности в общении и взаимодействии с незнакомцами, в выражении своих даже самых искренних и горячих чувств.
Игры и состязания на семейных и общественных праздниках
ОтветитьУдалитьПомимо основных ритуальных действий, праздники и обряды включали различные игры, состязания спортивного характера, выступления поэтов, музыкантов, актеров. Все эти зрелища носили ритуальный характер и в своей мировоззренческой основе были тесно связаны с идеологией того или иного обряда. Также несомненна общественная функция состязаний, в которых проявлялось межродовое или межобщинное соперничество. Чрезвычайно большое значение имела и эмоциональная атмосфера игрищ, когда азарт, страсть, накал борьбы придавали событию незабываемые ощущения, учитывая, что победителя могли ждать баснословно богатые призы.
Обязательной частью игровой программы свадебных церемоний являлись состязания, символизировавшие борьбу партии жениха за невесту. Так, у казахов, киргизов, туркмен проводилась погоня за невестой, причем некогда проигрыш жениха был основанием для отказа невесты от брака. У всех народов региона, за исключением туркмен, было популярно козлодрание кок бёрю - состязание между двумя конными командами с целью отобрать у противника тушку козла и забросить ее в установленное место. Козел в брачном ритуале был магически связан с началами плодородия. Интересно, что у туркмен название кок бёрю закрепилось за упомянутой выше погоней за невестой, которая держала тушку козла впереди седла.
На поминках у кочевых народов главным событием были скачки, дальность дистанции которых зависела от степени важности поминальной даты. Так, самой продолжительной у казахов и киргизов была аламан-байга на 30-40 км, проводившаяся в ходе годичных поминок. У киргизов для этой даты были предписаны конные ристалища, мужские и женские, целью которых было выбить соперника из седла.
Другими играми общерегионального распространения были борьба гуштин, куреш. Киргизам также известна борьба всадников. Стрельба в цель зарбузи, кабак, могла осуществляться из ружья, лежа или с колена (у оседлого населения), а также на скаку. Горные таджики практиковали и стрельбу гулак из лука. Мишень, как правило, подвешивалась на шесте, а стрелять нужно было по нити, на которой она висела. У хуфцев мишенью служил козленок, которым потом играли в кок бёрю. Сходные правила проведения состязаний в стрельбе существовали еще у средневековых огузов, и имели, таким образом, очень древние корни.
На свадьбах любимым развлечением женщин, даже старух, являлись качели, раскачивание на которых сопровождалось песнями эротического содержания.
В программу обрядов входило исполнение различных фольклорных текстов, сопровождаемых музыкой. Для музыкальной культуры региона характерно инструментальное разнообразие - это и духовые (флейтовые, язычковые), струнные (щипковые, смычковые), ударные, самозвучащие инструменты. Среднеазиатский комплекс музыкальных инструментов ближе всего кавказскому. Условно можно выделить две региональные традиции в музыкальной культуре: одна объединяла узбеков, таджиков, туркмен, а вторая - казахов и киргизов. Музицирование являлось в целом мужской сферой; женщины у таджиков и узбеков играли только на бубне дойра, а во время танца использовали каменные кастаньеты или деревянные ложки. Женским инструментом также повсеместно являлся варган.
В IX—X вв. в Средней Азии наблюдался подъём сельского хозяйства. Получили большое распространение сельскохозяйственные культуры — рис и хлопок. В значительно больших размерах стали разводиться бобовые культуры, овощи, лён (как масличное растение) и конопля. Увеличилось хозяйственное значение шелководства. В источниках X в. говорится о ста с лишним сортах винограда, разводившихся в Средней Азии. Как и в других саранах Среднего Востока, в Средней Азии крупная феодальная собственность на землю и воду соединялась с мелким крестьянским держанием и с издольной системой эксплуатации. Крупных господских хозяйств почти не было, а те, которые имелись, обслуживались рабами. Феодальная рента взималась в смешанной форме, но ведущее место среди крестьянских повинностей занимала продуктовая рента. Феодальная рента или поступала целиком в казну (с государственных земель в качестве налога), или шла целиком в пользу землевладельца (с вакфов и с земель икта), или же делилась в определенной пропорции между феодалами и казной (с мульковых земель). Феодально зависимые крестьяне к земле прикреплены ещё не были. Единицей обложения в Средней Азии был джуфт-и гав (буквально—«пара быков»), т. е. участок, который мог быть обработан при помощи одной упряжки быков в течение сезона (в среднем 6—8 га орошаемой земли). Нередко на одном таком участке работало несколько крестьянских семейств.
ОтветитьУдалитьЛюба, мы живём в XXI веке, зачем пишешь про IX век?
ОтветитьУдалитьэто представители узбекской, таджикской, туркменской, казахской и киргизской национальности (см. "Казахи", "Киргизы", "Таджики", "Туркмены", "Узбеки"), населяющие территорию современной Средней Азии.
ОтветитьУдалитьИсследования ученых разных стран показывают, что Средняя Азия была одним из центров, где проходило становление мировой цивилизации. Вместе с тем всего каких-то сто лет назад ее народы жили в большинстве своем в условиях патриархально-феодальных отношений, пронизанных средневековыми традициями, обычаями, религиозными нормами права и суда, межплеменной враждой.
Представители народов Средней Азии наделены:
- практическим складом ума, рациональным образом мышления, для которых не свойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями;
- слабо выраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью ;
- способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия;
- высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим;
- определенной степенью замкнутости в своих национальных группах, особенно в начальный период знакомства, общения и взаимодействия с другими людьми, настороженным отношением к представителям других национальностей
Казахи являются коренным народом в Российской Федерации, десятым по численности среди всех этносов страны. После провозглашения независимости республики Казахстан, в пределах России, в основном в приграничных с Казахстаном районах, осталось большое количество этнических казахов, предки которых жили там до славянской колонизации, либо переселились на эти территории уже во времена Российской империи. Численность казахов в Российской Федерации по переписи 2010 года составила 648 тысяч человек, при этом число мужчин и женщин примерно одинаково. Это составляет 0,47 % всего населения страны. При этом 63,12 % казахов проживает в сельской местности (у русских только 23,16 %). По данным переписи 2002 года можно заключить, что казахское население России относительно молодо — средний возраст 30,2 года (для сравнения у русских — 37,6 года, у чеченцев — 22,8 лет). Большинство браков у казахов в сельской местности заключается внутри казахского этноса, в городах значительно число межнациональных браков.
ОтветитьУдалитьПо данным переписи 2002 года 72 % казахов России владеют казахским языком, в сельской местности — более 90 процентов, в городах — меньшинство. Почти все казахи (98,3 %) свободно владеют и русским, так как только меньшая часть российских казахов проживает в районах, где они образуют большинство населения, а также потому, что русский является языком школьного обучения даже в тех местностях, где казахи составляют абсолютное большинство населения. Школ с преподаванием казахского немного, и даже в них он преподаётся обычно факультативно.
Средняя Азия В СССР Средняя Азия выделялась ка. самостоятельный экономический район в составе четырех республик: Узбекистан Киргизия, Туркмения и Таджикистан. Сейчас в мировой географической литературе чаще всего употребляется термин Центральная Азия, в которую входит еще и Казахстан, Площадь четырех республик — 3995,8 тыс. км2, население — 40,8 млн чел.
ОтветитьУдалитьУсловия развития хозяйства. Экономико-географическое положение района, расположенного в центре крупнейшего материка, сложно назвать выгодным. Удаленность от большинства трасс мировой торговли приводит к тому, что все страны данного региона стремятся найти все возможные выходы из этого положения. Наибольшее значение для сотрудничества имеют северный сосед Россия, южный — Иран, восточный — Китай. Район богат нефтью и газом, золотом, медью, ураном, полиметаллическими
рудами, есть месторождения каменных и бурых углей, олова, сурьмы и ртути, серы и ряда других полезных ископаемых. Высоким оказывается агроклиматический потенциал. Условия для выращивания сельскохозяйственных культур являются наилучшими в СНГ, но почти все пахотные земли требуют дополнительного орошения. Население. Средняя Азия — единственный район СНГ, где до сих пор продолжает расти население.
Татары-тюркский народ.
ОтветитьУдалитьЧисленность в России составляет 5554,6 тыс. человек(перепись населения 2002 года)-3,83% населения России.
Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских.Впервые этноним "татары" появился среди тюркских племён,кочевавших в VI-IX веках к юго-востоку от Байкала.
Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи.
Литературный язык татар сформировался на основе среднего(казанско-татарского)диалекта.Наиболее древняя письменность-тюркская руника.
В Татарстане проживает около 36% всех татар,живущих в России,остальные рассредоточены по всей России.
«Ни для кого не секрет, что на протяжении тысячелетий Средняя Азия отличалась особым гостеприимством, душевной щедростью, несказанным радушием и, что самое главное, - межрелигиозной терпимостью, - отмечает митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви. Это было во все времена истории. Может быть, именно поэтому Православие на древней земле Средней Азии получает постоянную поддержку как местного населения, так и государственной власти».
ОтветитьУдалить
ОтветитьУдалитьВ Средней Азии уже в первом тысячелетии до н. э. находились богатые области, расположенные по долинам рек Сырдарьи, Зерафшана, Кашка-дарьи, Амударьи, Мургаба, Теджана. Это были земледельческие оазисы, культурная жизнь которых держалась на искусственном орошении, основанном на выведении каналов из рек, берущих свое начало в горах. По соседству с оазисами в степях жили разноплеменные кочевники
В конце X — начале ХГв. Средняя Азия к востоку от р, Аму-дарьи была завоевана кочевыми тюркскими племенами, принявшими ислам и объединенными под властью династии1 Караханидов. Государство Караханидов дробилось на уделы. Области к западу от Аму-дарьи (нынешняя Туркмения) после падения государства Саманидов некоторое время входили в состав государства Газневи-дов, объединявшего нынешний Афганистан, восточный Иран и северо-западную Индию, но после битвы при Денданакане (1040 г.) были завоеваны туркменами, во главе которых стояла династия Сельджуков. После распада Сельджукской империи (1092 г.) Мерв стал столицей восточного удела Сельджуков. В 1141 г. тюрки-кара-ханиды должны были подчиниться «язычникам» кара-хитаям — кочевому народу, вероятно, монгольского происхождения, незадолго до того вытесненному из северного Китая и осевшему в нынешнем Синьцзяне (китайский Туркестан). Со второй половины XII в. заметно усиление Хорезмийского государства (в низовьях р. Аму-дарьи). Хорезмшаху Текешу (1172—1200 гг.) удалось завоевать нынешнюю Туркмению и почти весь Иран; хорезмшах Мухаммед (1200— 1221 гг.) в союзе с племенем найманов, вытесненных Чингис-ханом из Монголии, разбил и разгромил государство кара-хитаев и присоединил Бухару, Самарканд и другие районы к северо-востоку от Аму-дарьи к своим владениям (1210 г.). Таким образом, незадолго до монгольского нашествия вся Средняя Азия и весь Иран входили в состав Хорезмийского государства с центром в г. Ургенче.
ОтветитьУдалитьКиргизы — народ тюркского происхождения . Автоэтнонимом, то есть самоназванием этого народа является термин «кыргыз». В русском языке обычно используется вариант «киргиз».Предки киргизов были одним из кочевых скотоводческих тюркоязычных народов издревле обитающих на территории Центральной Азии и Южной Сибири в верховьях Енисея.
ОтветитьУдалитьОснову фольклора составляет эпос "Манас"(это имя богатыря,объединившего киргизов,и между прочим эпос об этом богатыре-самый длинный эпос в мире).Он описывает культуру, философию, мировоззрение, историю и традиции киргизского народа. Эпос отмечает огромное количество топонимических, этногенетических и исторических наименований.
Популярны среди киргизов единоборства и конные игры. Национальными видами борьбы являются «курёш», «алыш». Любимы скачки «байге», но апофеозом традиционных воинских игр служит «Улак-тартыш» или «Кок-бору», то есть «козлодрание». Эта игра уходит своими корнями далеко в прошлое и тренирует в киргизах смелость, доблесть, отвагу и другие качества воина. Киргиз и боевой конь — неотделимы в истории народа, и по сей день киргизы любят и разводят. В киргизском языке есть более десяти определений, которые дифференцируют лошадей от рождения жеребенка и до конца жизни животного. Конь был символ благополучия: именно на конях сражались с врагами; лошадь была источником мяса, кумыса, топлива.
это представители узбекской, таджикской, туркменской, казахской и киргизской национальности (см. "Казахи", "Киргизы", "Таджики", "Туркмены", "Узбеки"), населяющие территорию современной Средней Азии.
ОтветитьУдалитьИсследования ученых разных стран показывают, что Средняя Азия была одним из центров, где проходило становление мировой цивилизации. Вместе с тем всего каких-то сто лет назад ее народы жили в большинстве своем в условиях патриархально-феодальных отношений, пронизанных средневековыми традициями, обычаями, религиозными нормами права и суда, межплеменной враждой.
Представители народов Средней Азии наделены:
- практическим складом ума, рациональным образом мышления, для которых не свойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями;
- слабо выраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью ;
- способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия;
- высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим;
- определенной степенью замкнутости в своих национальных группах, особенно в начальный период знакомства, общения и взаимодействия с другими людьми, настороженным отношением к представителям других национальностей.
В антропологическом отношении коренное население С. А. неоднородно. Таджики и узбеки — европеоиды, относятся к памиро-ферганской расе (у таджиков равнинных районов и узбеков Северного Хорезма отмечается примесь монголоидных элементов). Киргизы, казахи и каракалпаки принадлежат к южносибирской расе, образовавшейся в результате смешения центральноазиатских монголоидов с древним европеоидным населением. Туркмены — европеоиды средиземноморской группы с небольшой примесью монголоидных элементов.
ОтветитьУдалитьРелигией основных народов С. А. в прошлом был Ислам.
Ковроделие:
ОтветитьУдалитьК числу ярких явлений, которыми Средняя Азия обогатила мировую культуру, относится ковроделие туркмен, развитое ими до высочайшего технического и художественного уровня. Ворсовое ткачество на горизонтальном ткацком стане было известно также южным киргизам. Полукочевые узбеки до начала XX в. изготавливали ковры архаичного типа, сшивавшиеся из узких полос, сотканных на станке ормек. Такой ковер имел особо длинный ворс, что, видимо, и определило его название - джульхырс ("медвежья шкура"). На ормеке изготовляли ковровые изделия и каракалпаки.
Валяние и использование войлоков в кочевой среде
Валяние войлока, в отличие от ворсового ткачества, имело в кочевой среде повсеместное распространение вследствие несложной технологии производства и большой потребности в этом материале. Из войлока делали халаты для пастухов, покрышки для юрты, постилочные и настенные ковры, сумки, различные футляры для хранения и перевозки вещей, предметы убранства для верховых и вьючных животных и др. Этнические или локальные различия могли проявляться в особенностях техники изготовления и орнаментации войлочных изделий. Так, например, народы Приаралья валяли войлоки с вкатанным узором в два этапа - сначала слабо скатывали основу, на нее выкладывали узор и продолжали катать. Узор при этом получался несколько рельефный. В других районах основу и узор скатывали одновременно.