среда, 26 декабря 2012 г.

                                       Финноязычные народы Приуралья

     Финноязычное население России, Приуралья изучено антропологами в Целом хорошо. Результаты исследований говорят о неоднородности его антропологического состава. В нем исследователи выделяют два заметно различающихся комплекса: один - это так называемый лапоноидный тип - характерен для саамов, а другой - для остальных рассматриваемых народов (карел, вепсов, ижорцев, финнов-ингерманландцев, води). Все названные группы, кроме саамов, относятся к так называемым "северным европеоидам", для которых типична максимальная в мире степень депигментации волос, глаз и кожи. Их черты — очень высокая частота светлых волос (вместе с русыми до 50—60%), и особенно светлых глаз (до 55-75% серых и голубых), - характерны также для значительной части современного населения Фенноскандии, Восточной Прибалтики, Белоруссии, Севера Западной и Восточной Европы. Таксономически совокупность этих крайне депигментированных популяций рассматривают как северную ветвь большой европеоидной (евразийской) расы; Н.Н. Чебоксаров и В.П. Алексеев определяли ее как североевропейскую, или балтийскую малую (локальную) расу.

      В свою очередь ясно выделяются два подтипа, или локальных варианта: первый, который мы называем "прионежским", распространен в популяциях вепсов и карел, а второй, прилужско-сойкинский, - у ижорцев, финнов-ингерманландцев и, очевидно, у води.


    Водь - самая высокорослая группа (около 170 см у мужчин) с довольно крупной головой округлой формы. У представителей этого народа отмечены самые большие среди анализируемых групп значения ширины головы, лица и нижней челюсти, что в комплексе с повышенным ростом и исключительно светлой окраской волос и глаз очень сближает их с эстонцами. Водь, по-видимому, одна из самых депигментированных групп России: голубые глаза Ю.М. Ауль отметил в 50% случаев, цвет волос такой же, как у территориально близких эстонских групп, рыжие волосы не отмечены. Три одновременно изученные в 1943 г. Ю.М. Аулем группы на западе Ленинградской области - водь, ижорцы, местные русские - по размерам головы и тела наиболее близки друг к другу, хотя водь все же сильнее различается с русскими, чем ижорцы. Из других сравниваемых групп к води оказались заметно ближе эстонцы, чем вепсы (по Дебецу) и карелы (по Золотареву).



     В заключение следует констатировать, что прибалтийско-финские народы антропологически в общем более разнообразны, чем восточнофинские (пермские и волжские) народы. Необходимо еще раз подчеркнуть, что при широком межгрупповом сопоставлении карелы, вепсы, ижорцы и финны-ингерманландцы существенно сходны; они образуют единый антропологический массив на фоне всех финно-угорских народов. В науке и сейчас имеется немало дискуссионных расогенетических моментов, касающихся тех антропологических комплексов, которые представлены в финноязычном населении Северо-Запада нашей страны: это таксономическое положение лапоноидного типа, проблема западных границ распространения восточнобалтийского типа, участие лапоноидного типа в его формировании, наличие монголоидной примеси в регионе и др. Надеемся, что будущие исследования в области этнической антропологии помогут в окончательном решении этих антропологических загадок.




9 комментариев:

  1. Антропологов, как правило, интересуют не только описание физических особенностей населения земного шара и выделение более или менее различающихся между собой географических вариантов в морфологии современного человека, но и вопросы их происхождения (генезиса): где, когда и при участии каких предшествующих компонентов оформился тот или иной устойчивый комплекс расовых черт. Одной из самых интригующих научных загадок XX в. является проблема происхождения лапоноидного типа. При этом в данном контексте следует учитывать также то обстоятельство, что все исследователи отметили так называемую "лапоноидность" восточнобалтийского типа, особенно ярко выраженную в прионежском локальном варианте - у вепсов. Г.Ф. Дебец, анализируя свои материалы 1933 г. по вологодским вепсам, которые оказались исключительно светловолосыми, светлоглазыми и при этом почти не отличались по многим признакам от саамов, обоснованно не соглашался с предположением, что формирование этого комплекса происходило на основе лапоноидного типа: для последнего характерно потемнение, а не посветление волос и глаз (Дебец, 1941). Чебоксаров и Битов в свое время выразили мнение, что резкая депигментация волос и радужины глаз относятся, вероятно, к очень древним расовым особенностям населения Северной Европы (Витое и др., 1959. С. 123). На материалах Прибалтийской комплексной экспедиции (1952-1954 гг.) антропологи констатировали, что наиболее депигментированные группы населения одновременно оказываются и наиболее - условно - "монголоидными": более широколицыми и уплощенными, с сильнее развитой складкой верхнего века, пониженным переносьем и пр. Более поздние материалы К. Марк по всем финно-угорским народам СССР подтвердили такое сочетание признаков, в частности - у пермских народов (коми и удмуртов) (Марк, 2000). Данная комбинация антропологических особенностей ("монголоидность" в сочетании с депигментацией) наиболее выражена именно в северо-западной части Европы. Ученые считали возможным видеть в ней результат совмещения двух расогенетическш процессов, а именно евро-монголоидного смешения (метисации) и депигментации (посветления). В то же время, по мнению Г.М. Давыдовой (Давыдова 1997), эта комбинация отражает особенности протоморфного древнеуральского типа.

    ОтветитьУдалить
  2. К числу областей Европы, где особенно устойчиво держались (и частью держатся) ранние формы религиозных верований, принадлежит Среднее Поволжье, населенное несколькими народами -- финноязычными (мордва, мари, удмурты) и тюркоязычными (чуваши, татары, башкиры). Часть этих народов еще с XIV--XVI вв. (со времени Казанского царства) обращена в ислам, другая часть -- в христианство, распространявшееся русскими миссионерами (особенно в XVIII--XIX вв.); но даже и у крещеных, и у мусульманских групп населения фактически сохранялось немало самобытных верований, особенно у удмуртов, мари, чувашей, отчасти у мордвы. Это объясняется тем, что экономическое и социальное развитие народов Поволжья до Октябрьской революции шло очень медленно/Вплоть до установления Советской власть у них сохранялись родовые пережитки и общинный быт.

    Самобытные верования и обряды народов Поволжья описывались не раз -- путешественниками, миссионерами, местными чиновниками -- начиная с XVIII в. (И. Георги, И. И. Лепехин, П. С. Паллас, П. И. Рычков и др.), а особенно в XIX и начале XX в., когда появился целый ряд подробных и добросовестных описаний языческих верований и обрядов народов этой области; они составлены или местными жителями -- краеведами, служащими и т. п., или специалистами-этнографами. Особенно богаты материалы о чувашах (А. Фукс, В. Сбоев, В. К. Магницкий, Н. В. Никольский), о марийцах (В. М. Васильев, С. К. Кузнецов) и об удмуртах (Г. Верещагин, П. М. Богаевский). Обстоятельные сводки фактического материала с попыткой его анализа по финноязычным народам Поволжья составил И. Н. Смирнов («Черемисы», «Вотяки», «Мордва»). В советское время появилось много новых очень серьезных исследований религиозных верований поволжских народов (Н. М. Маторин, Т. С. Пассек, П. Н. Никольский, М. Т. Маркелов, П. В. Денисов, Н. Ф. Мошкин и ряд других).

    ОтветитьУдалить
  3. В науке давно утвердилось мнение разных учёных о коми-пермяках как коренном финноязычном народе Приуралья. Над проблемой этногенеза коми-пермяцкого этноса продолжает работать молодое поколение исследователей. Но чтобы сказать что-нибудь новое и достаточно аргументированное в концепции ранней этнической истории, необходимо продолжить исследование известных памятников и организовать поиск новых, особенно в местах, не охваченных археологами. Предопределить научный успех помогут знания о народах, с которыми коми-пермяки имели давние хозяйственные и культурные контакты.

    ОтветитьУдалить
  4. Что такое концепция ранней этнической истории, думаю Кристина расскажет нам на уроке поподробнее, чтобы все поняли о чём она пишет. Или (как более разумный вариант действий), Кристина перестанет писать такие формальные комментарии-отписки. Надеюсь, что здравый смысл победит.

    ОтветитьУдалить
  5. Вепсы живут на территории России тремя отдельными группами между озерами Ладожским, Онежским и Белым. Их язык, относящийся к прибалтийско-финской группе, имеет три диалекта: северный, средний и южный. Вепсы относятся к беломорско-балтийскому типу большой европеоидной расы. Вепсы традиционно были земледельцами. Важное значение в богатом рыбой и пушным зверем крае имели рыболовство и охота, превратившиеся со временем наряду со сбором грибов и ягод в подсобные промыслы. В XVIII в., когда Петр 1 основал железоделательные и оружейные заводы близ Онежского озера, вепсы познакомились с фабрично-заводским трудом. Славились они и как искусные ремесленники - резчики по камню и дереву, гончары; отхожими промыслами были также лесозаготовка, сплав, бурлачество. Традиционное жилище и материальная культура вепсов близки к северорусским, но дома отличаются Т-образной планировкой связи жилой части с крытым двухэтажным двором; в интерьере избы стол занимает т. н. финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение. Для женской традиционной одежды характерно бытование юбочного (юбка и кофта) и сарафанного комплексов. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво, хлебный квас.До 20-х гг. нашего столетия сохранялись архаичные социальные институты - сельская община и большая семья. Семейные обряды в целом сходны с северорусскими, но для свадебной церемонии характерно ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника, в похоронной обрядности выделяется два типа похорон - с причитаниями и с "веселением покойника".В XI-XII вв. среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись языческие верования.В фольклоре вепсов оригинальны предания о древней чуди, в народной хореографии - танец с ложками.

    ОтветитьУдалить

  6. К числу областей Европы, где особенно устойчиво держались (и частью держатся) ранние формы религиозных верований, принадлежит Среднее Поволжье, населенное несколькими народами -- финноязычными (мордва, мари, удмурты) и тюркоязычными (чуваши, татары, башкиры). Часть этих народов еще с XIV--XVI вв. (со времени Казанского царства) обращена в ислам, другая часть -- в христианство, распространявшееся русскими миссионерами (особенно в XVIII--XIX вв.); но даже и у крещеных, и у мусульманских групп населения фактически сохранялось немало самобытных верований, особенно у удмуртов, мари, чувашей, отчасти у мордвы. Это объясняется тем, что экономическое и социальное развитие народов Поволжья до Октябрьской революции шло очень медленно/Вплоть до установления Советской власть у них сохранялись родовые пережитки и общинный быт.

    ОтветитьУдалить
  7. Ф. ведут своё происхождение от древних прибалтийско-финских племён, проникших во 2-м тыс. до н. э. на терр. совр. Финляндии и к 8 в. заселивших её большую часть, оттеснив саамское население на С. и отчасти ассимилировав его. Осн. племенами при сложении фин. этноса были сумь (суоми) и емь (хяме), позже в состав его вошла и часть карел.
    Рос. Ф. объединяют несколько разнородных по историческим судьбам и происхождению групп. Самую многочисленную группу составляют финны-ингерманландцы - старожильческое нас. совр. Ленинградской обл. (с 17 в.). Рос. Ф. включают в себя также переселенцев из Финляндии, в разное время иммигрировавших в Россию, и их потомков. Миграция Ф. на В. началась после присоединения Финляндии к Рос. империи в 1809 на правах авт. княжества и постоянно расширялась вплоть до кон. 19 в. С кон. 1880-х гг. приток Ф. в Россию значительно уменьшился, небольшой рост наблюдался лишь в период благоприятной экономич. конъюнктуры 1890-х гг. и в годы 1-й мировой войны, во время стр-ва Мурманской ж. д. Переселенческое движение 19 в. носило гл. обр. приграничный характер: большая часть Ф., проживавших в европ. России, была родом из Выборгской, Нюландской, Куопиоской, Улеаборгской губерний. Благодаря близости Финляндии, постоянным контактам с родиной иммигранты практически не ассимилировались.

    ОтветитьУдалить
  8. Монография является дополненным изданием этнографического исследования орнамента финноязычных народов Северо-Запада России: саамов Кольского полуочтрова, вепсов и карел. Впервые разработана видовая и типовая (стилистико-иконографическая) классификация различных групп традиционных орнаментов XIX - нач. ХХ в. Этого региона, изложенная на фоне синхронных материалов по искусству соседних и более отдаленных территорий. При диахронных изысканиях использованы данные смежных дисциплин, в том числе археологии, уделено внимание социальным, историческим, религиозно-мифологическим контекстам орнаментированных предметов в обиходе исследуемых народов. Изобразительные традиции этих народов, имеющие в своем составе мелкие локальные особенности, выделяются в две крупные историко-культурные зоны. Первая включает орнаментику саамов-оленеводов, которая преимущественно тяготеет к искусству народов севера Сибири и европейского Приуралья, в незначительной мере народов европейского Северо-Запада. Вторая область объединяет традиционную орнаментику карельско-вепсской территории, обнаруживая близкое сходство с искусством разных групп соседнего земледельческого населения Северо-Запада и более южных территорий.

    ОтветитьУдалить
  9. Ме́ря, меря́не — древнее финно-угорское племя, проживавшее на территории современных Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части Московской, восточной части Тверской, части Вологодской и западной части Костромской областей Российской Федерации.
    Меряне проживали на значительной части современных Костромской, Ярославской, Вологодской и Ивановской областей России до славяно-кривичской колонизации их земель в X—XI веках. Исследователь Кузнецов утверждает, что центром поселения мерян были губернии Владимирская, Ярославская и Московская.
    Меря были носителями древней и развитой культуры, что подтверждается многочисленными археологическими раскопками. Существуют предположения, что племя меря являлось наследником дьяковской культуры.
    Предполагают, что основа хозяйства мери — пашенное земледелие. Впрочем, ни пахотных орудий, ни зерен археологи на мерянских селищах и городищах не обнаружили. Среди занятий мери можно выделить также скотоводство, огородничество, охотничий и рыболовный промысел. Среди ремёсел были наиболее развиты: кузнечное, бронзолитейное и косторезное.
    По мере распространения славян на северо-восток (начиная с середины X века на территорию мери), в ходе взаимодействия славян и мери формируется древнерусская народность. В культуре людей, проживающих на бывших мерянских землях, остались проявления её культуры, в том числе святые камни и рощи, а также некоторые местные традиционные праздники.
    В современной России в последние годы появилось этнокультурное движение, которое пропагандирует среди русского населения Верхнего Поволжья возрождение этого народа. Современные меряне имеют свои интернет-сайты «merja.org»,«Merjamaa — Мерянь Мастор», «Меряния» и др., где представлены национальные герб, флаг и гимн; участвуют в дискуссиях на финно-угорских сетях («Уралистика» и др.). Темы, связанные с народом меря и современными «мерянами», периодически поднимаются на эрзянских ресурсах (например, на Интернет-портале «Эрзянь ки», в газете «Эрзянь Мастор» и др.). Часть информации на «мерянских» сайтах представлена также на эрзянском языке, на котором написан и «мерянский гимн.
    Никаких доказательств, что современные «меряне» являются прямыми потомками одноименного летописного народа, не существует. Однако, «современные меряне» аппелируют к части 1 статьи 26 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
    С начала XXI века стали широко распространяться околонаучные утверждения о том, что современный русский народ, якобы, по своему происхождению является преимущественно финно-угорским, а не славянским, а славянский язык и культуру лишь воспринял извне, что пытаются подкрепить результатами масштабной генетической экспертизы гаплогрупп Y-хромосомы, передающихся из поколение в поколение по мужской линии практически без изменения. Однако, эти утверждения (как правило из разряда жанра фолк-хистори) являются политически ангажированными и не подтверждаются наукой, что позволяет большинству филологов, антропологов, генетиков и историков, занимающихся проблемами финно-угроведения и истории восточно-славянских племён, утверждать, что с научной точки зрения такое мнение является бездоказательным.

    ОтветитьУдалить