воскресенье, 23 декабря 2012 г.

"Славяне Восточной Европы" -белорусы

Белорусы
Белору́сы (белор. беларусы) — восточнославянский народэтноснация. Общая численность — около 9,4 млн человек. Проживают преимущественно на территории Республики Беларусь, где являются доминирующей национальностью (83,7 % в 2009 год.). 

Содержание
По одной из распространенных версий ряд племен, в том числе восточнославянские племена кривичей, дреговичей, радимичей, древлян, северян, волынян и др., а также балтийское племя ятвягов в IX—X веке вошли в состав Киевской Руси, в рамках которой консолидировались в древнерусскую народность.



Со второй половины X века до середины XIII века крупнейшими государствами на территории современной Белоруссии являлись ПолоцкоеТурово-Пинское и Городенское княжества. В этот период на белорусские земли приходит христианство, основываются Полоцкая и Туровская епархии. Развивается письменность на основе церковнославянского языка.
  • При общей однородности белорусской культуры сформировались её региональные различия. Выделяется шесть историко-этнографических районов: Поозёрье (север), Поднепровье (восток), Центральная Белоруссия, Понеманье (северо-запад), Восточное и Западное Полесье.

  • 3 Язык
После создания Белорусской Советской Социалистической Республики(ССР) произошли радикальные изменения в функционировании белорусского языка, выработке литературных норм. В 1933 году была проведена языковая реформа. По данным переписи населения Белоруссии 2009 года, родным белорусский язык указали 4 841 319 белорусов (60,84 %). Кроме того, 1 009 935 (12,69 %) белорусов указали белорусский как второй язык, которым они свободно владеют. Таким образом в Белоруссии в 2009 году 5 851 254 (73,53 %) белорусов заявили о свободном владении белорусским языком. Тем не менее, лишь 2 073 853 (26,06 %) белорусов заявили, что обычно говорят по-белорусски дома. По сравнению с 1999 годом эти цифры отражают тенденцию снижения использования белорусского языка; по результатам предыдущей переписи белорусский считали своим родным 85,6 % белорусов, а дома на нём общались 41,3 %
  • 4 Вероисповедание
  • Верующие белорусы — в основном православные (до разделов Речи Посполитой основной религией была греко-католическая церковь)
  • Традиционные занятия
  • Традиционные занятия белорусов — земледелиеживотноводство, а также пчеловодствособирательство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах — яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей системой землепользования в начале XX века было трёхполье, у малоземельных — двухполье.
  • 6 Промыслы и ремесла.
  • Получили развитие промыслы и ремёсла — изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др.
    Мужской
    Состоял из рубахи, ноговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь — лапти, кожаные постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы — соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.
    Женский
    Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами.
    Источник:ВИКИПЕДИЯ Белорусы

16 комментариев:

  1. Дима, молодец! Предлагаю добавить картинки и карту. Карта есть у меня, возьми в понедельник на флэшку.

    ОтветитьУдалить
  2. Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали посад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая. Многие традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе Белорусов, многие воспроизводятся в игровой форме. Главный момент родильных обрядов — разбивание горшка, угощение бабиной кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях, лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов — поминальная трапеза с обязательной кутьёй, зажжение свечей.

    Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо — ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём, обходила дома соседей и исполняла величальные песни (колядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленичные обряды белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше всего сохранялся у белорусов.

    ОтветитьУдалить
  3. Основные типы
    Вёска (деревня) — наибольшее распространение, местечки, застенки (поселения на арендованной земле), выселки, хутора.
    Планировка
    Исторически развилось несколько форм планировки поселений: скученная (бессистемная), линейная (рядовая), уличная и др. Скученная форма была наиболее распространена на северо-востоке, особенно в шляхетских околицах. Линейная планировка (усадьбы расположены вдоль улицы с одной её стороны) на всей территории Белоруссии широкое распространение получила в XVI—XVII веках. Число домов в поселении — от 10 до 100 (преимущественно в Полесье). Во время Великой Отечественной войны было сожжено 9200 деревень. В послевоенный период деревни укрупнялись, создавались новые культурно-бытовые сооружения, дворцы культуры, клубы, школы, медицинские учреждения. В современных деревнях преобладает уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог с обеих сторон, торцом к дороге.

    ОтветитьУдалить
  4. Белорусская кухня
    Традиционная
    Включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов — сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения — щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи — каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные — солодуха, кваша, кулага и неквашеные — калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки — кисели, жур, толокно.
    Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками — картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки — сковородники, преснаки, коржи; в праздники — пироги.Традиционная еда белорусов — блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания белорусов — овощи. Горох тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь — парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда — ботвинья, холодник, борщ. Со второй половины XIX века прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля — печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т. д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана — в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы.
    Обрядовая еда
    Каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха, колбасы на Пасху; кутья, блины, кисели на поминках; бабина каша на родины; блины на масленицу; кулага на Купалле и др. Традиции питания в значительной мере сохраняются и сейчас. В рационе преобладают блюда из картофеля, блины, каши, молочные блюда. Увеличилось потребление мясных продуктов, подсолнечного масла. Появились блюда, заимствованные у других народов,- шашлык, бефстроганов, плов, гуляш, пельмени и др. Возросла роль привозных напитков — чая, какао, кофе. Однако, не исчезли из употребления конопля, льняное семя, некоторые блюда из муки — солодуха, кулага, толокно, мучные кисели.

    ОтветитьУдалить
  5. Крестьянский двор

    Внешний вид крестьянской усадьбы
    Основная статья: Белорусский крестьянский двор
    Состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров (паветки), сарая для скота (хлева), сарая для сена (евни, осети, пуни). Выделяется три основных типа планировки усадеб: веночный — весь комплекс жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны друг с другом; погонный — жилые и хозяйственные постройки образуют ряд в несколько десятков метров; несвязанные строения (появился недавно, чаще встречается в Минской, Брестской и Гродненской областях). В послереволюционное время отпала необходимость в некоторых хозяйственных постройках, например, помещениях для обмолота зерна, содержания коней, волов и др.; ликвидация их привела к трансформации традиционной планировки в двухрядную погонную, Г-образную и с несвязанными строениями

    Ха́та — обычное жилище для украинцев, белорусов, части поляков и русских (в южных областях) с печью или вся постройка с сенями и хозяйственным помещением. Бывает срубной, плетнёвой, глинобитной и пр. Снаружи и внутри хату обычно обмазывают глиной и белят

    Хата представляет собой обычно деревянный каркас (как правило сруб, аналогичный более северной русской избе, однако выполненный не из цельных, а из половинных брёвен или иных пиломатериалов), обмазанный саманом (смесь глины, конского навоза и соломы), имеющий соломенную крышу. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения. Тем не менее обмазывание саманом не является обязательным элементом хаты: так в более позднее время (и ранее в более зажиточных селах, станицах, хуторах, городах да и вообще у более богатых семей) вместо этого хата могла быть обита кровельным железом и покрашена в яркие цвета (как правило сочетание белого и голубого). Традиционно хата белится мелом (белой глиной) изнутри и снаружи. Хата обязательно должна иметь ставни, которые закрываются в самую жару. Пол в хате, как правило — земляной, либо дощатый (с высоким подпольем). В целом хата по сравнению с избой является более южным вариантом жилища, предназначенным для эксплуатации в более теплом климатическом поясе, для которого характерно жаркое лето и относительно мягкая зима. Также конструкция хаты во многом обусловлена наличием местных строительных материалов. В отличие от Центральной России в Новороссии (Юг России) и на Украине достаточно скудны запасы леса, что заставляет производить строительство с меньшим использованием древесины.

    ОтветитьУдалить
  6. Сообщение Панковой Анны не соответствует теме сообщения и теме проекта.

    ОтветитьУдалить
  7. Семья. По данным инвентарей конца XVI — первой половины XVII веков, средняя численность крестьянского двора была близка к 6 человекам. Обычно его населяла одна нуклеарная семья (родители с детьми), реже — 2 такие семьи (родители и женатый сын, два женатых брата). В среднем на двор приходилось 1,2 — 1,3 супружеские пары. Ко второй половине XVIII века заметно возрастает количество дворов, в которых жили неразделенные семьи. В них могли вести совместное хозяйство родители и 2 женатых сына, или 2-3 брата со своими семьями, реже — более отдаленные родственники (дядя и племянник, двоюродные братья с их женами и детьми). Существовал и обычай примачества, когда зять переходил в хозяйство своих тестя и тещи. Как правило, это происходило в случаях, когда в семье были только дочери. В целом на 2 крестьянских двора в XVIII веке приходилось примерно 3 брачных пары. Основной причиной было воздействие крепостного права. Чтобы не только обрабатывать свой надел, но и выполнять барщину, нужно было много крестьянских рук. А поскольку повинности обычно раскладывались на двор (дым), было выгодно двум семьям жить под одной крышей. После присоединения белорусских земель к Российской империи в конце XVIII века нормы барщины ещё более возросли, и как результат в первой половине XIX века многосемейные хозяйства стали господствующими. В среднем на двор приходилось около 8-9 человек и 2 брачные пары. После отмены крепостного права в 1863 г. число неразделенных семей начало быстро сокращаться, и к началу XX века вновь преобладали семьи из родителей с детьми.
    В XIX и даже в начале XX века в деревне сохранялись элементы общинной организации — взаимопомощь односельчан в работе — толока (белор. талака), сябрыны. Многие важные дела решались на деревенских сходах, в которых принимали участие главы семей (гаспадары). На сходах выбирали старосту, назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты и др.

    ОтветитьУдалить
  8. Люба, исправь в настройках аккаунта написание имени и фамилии (с большой буквы).

    ОтветитьУдалить
  9. Славяне - крупнейшая группа родственных по языку этносов, объединенная общностью происхождения. Этнические государства славян располагаются сейчас в восточной и юго-западной Европе, а также в северной и центральной Азии, часть славян расселилась по всему миру в неславянских государствах и создала там свои анклавы. В зависимости от языковой и культурной близости славяне делятся на три большие группы: восточную, западную и южную.

    Общая численность славянских народов – свыше 300 млн. чел., из них: русских – 145,2 млн., украинцев - около 50 млн., белорусов – до 10 млн. – восточные славяне; поляков - около 45 млн., чехов - около 10 млн., словаков- 5,5 млн., лужичан - 0,1 млн. – западные славяне; болгар – 9 - 10 млн., сербов – до 10 млн., хорватов – 5,5 млн., словенцев – до 2,5 млн., черногорцев - 0,6 млн., македонцев - 2 млн., муслиман (самоназвание – бошњаци) – около 2 млн. – южные славяне.

    Кроме этих этносов, существуют только формирующиеся и затухающие этносы. Они проживают на территории славянских и неславянских государств и соотносят себя с тем или иным славянским народом. Как правило, они малочисленны. Так, сейчас насчитывается всего около двадцати тысяч русин, около трехсот тысяч кашубов и т.д.

    ОтветитьУдалить
  10. Аня, прочти тему сообщения, к которому пишешь комментарий. Комментарий носит формальный характер.

    ОтветитьУдалить
  11. С первого взгляда белорусы в повседневной жизни практически не отличаются от других европейцев. Процессы глобализации неумолимо сказываются на жизни народов всего мира – люди в разных странах используют одни и те же бренды одежды, продуктов питания, ездят на одинаковых автомобилях, ходят в одни и те же магазины.

    Однако белорусам удалось сохранить многие свои отличительные особенности.

    Характеру белорусов присущи спокойствие и трудолюбие. На публике они обычно сдержанны в проявлении эмоций, однако в личных контактах белорусы весьма дружелюбные и гостеприимные люди.

    В кулинарной области картофель (на белорусском языке – бульба) в Беларуси является, наверное, самым популярным продуктом. Всем известно, что картофель пришел в Европу из Америки, однако именно Беларусь, по данным ФАО, является первой страной в мире по потреблению картофеля на душу населения: 181 кг в год, т.е. почти полкило в день. Страна также входит в десятку крупнейших мировых производителей этого корнеплода наряду с такими гигантами, как Китай, Россия и США. Только белорусы знают, как приготовить из бульбы более 200 блюд: драники, картофель печеный, отварной, жареный, тушеный, пюре, комы, бабку или дранку, клецки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, супы, запеканки, пирожки и т.д.

    ОтветитьУдалить
  12. У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых (« мертвяков» — отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:

    Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники — Масленица отсюда и родительская суббота), Радуница, Семик и другие[29]. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура), восклицания такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).
    «Нечистые мертвецы». Во многом, это были люди, которых боялись при жизни, и не переставали бояться после их смерти. Интересен обряд « обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка

    ОтветитьУдалить
  13. Народная кухня белорусов:
    Включает множество блюд из муки, круп, овощей, картофеля (блины, оладьи, затирка, кулеш, солодуха, бураки, драники, клецки, разнообразные поливки, холодники и др.). Мясо употребляли редко, в праздники готовили из него нечисты, жаркое, верещаку, мачанку (из поджаренных свиных ребер и колбасы с мукой, ели с блинами), студень. Традиц. напитки — квасы (хлебный, ягодный, медовый). Заготавливали мясо и овощи впрок — солили, квасили, коптили.

    Отмечались календарные праздники — святки (каляды), Пасха (вяликдзень), Троица (сёмуха), купалье, зажын-ки, дажынки, пакроу, дзяды (день поминовения усопших). Святки проходили с участием ряженых с колядованием и щедрованием (хождением от дома к дому с величальными песнями). На купалле жгли костры, девушки и парни гадали, искали цветы папоротника. На Пасху волочебники ходили по деревне, исполняя спец. волочебные песни с пожеланиями благоприятных погодных условий, приплода скота, здоровья и счастья в семье. Из семейных обрядов выделяются свадебные, родильные и похоронные. Центр, моменты свадебного обряда — «пасад» невесты (иногда и жениха) на дзяжу (квашню), покрытую вывернутым вверх кожухом, постригание и прижигание волос молодых, раздел каравая и др. Распространены родильные песни. Важный момент родильной обрядности — выбор крестных родителей, раздел «бабиной каши».
    Творчество:
    Фольклор включает легенды, предания, волшебные сказки, былины, анекдоты и др. Чрезвычайно богат песенный фольклор. Традиц. муз. инструменты — цимбалы, дудочки, басетля (струнный смычковый), жалейка (духовой язычковый), лира, бубен. Традиц. ганец — весенне-летний и зимний хоровод (каравод, танок); распространены полька, кадриль, Лявониха, Юрачка и др.

    ОтветитьУдалить
  14. Традиционные занятия белорусов — земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо,картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах — яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.).

    ОтветитьУдалить
  15. Некоторые блюда национальной белорусской кухни:
    1)Драники, дранки (белор. дранікі, укр. деруни) — картофельные оладьи,кроме белорусской кухни популярны также в украинской, русской, восточноевропейской и еврейской кухнях. Традиционно драники подаются горячими со сметаной, сливочным маслом, уздором (топленое свиное сало) или мачанкой.
    2)Жур (польск. żur, żurek) — суп, оригинальное национальное блюдо, входящее в состав польской и белорусской кухонь. Был известен у славянских народов еще со времен Владимира Мономаха и представлял собой похлебку из овсяной цежи.Для приготовления супа необходима так называемая цежа — жидкий процеженный раствор муки, подвергшийся ферментации в течение от полусуток до нескольких суток. Для приготовления цежи используется обычно овсяная или ржаная мука, которая разводится водой (на литр 150—200 граммов муки) и выставляется в тёплое место, в результате чего начинается процесс брожения.
    3)Крамбамбуля — белорусский алкогольный напиток — настойка на меду и пряностях. Пьется как холодной, так и горячей.
    4)Кныш — характерный для белорусской кухни небольшой круглый пирожок с запеченным внутри (или уложенным на поверхности, между приподнятыми краями) творогом или другой начинкой: вареньем, или пассерованым луком со шкварками.

    ОтветитьУдалить
  16. Белору́сы (белор. беларусы) — восточнославянский народ, этнос, нация. Общая численность — ок. 9,4 млн человек. Проживают преимущественно на территории Республики Беларусь, где являются доминирующей национальностью (83,7 % в 2009 г.). Значительное число белорусов населяют смежные с Белоруссией территории России, Польши, Украины, Латвии и Литвы, где являются национальным меньшинством. Белорусы также широко расселились по территории бывшего СССР, а также мигрировали в ряд стран за его пределами.
    Вероисповедание
    Верующие белорусы — в основном православные (до разделов Речи Посполитой основной религией была греко-католическая церковь). По данным Католической церкви, католики составляют 14,5 % населения Белоруссии (св. 1,4 млн чел.[28]). Число католиков-белорусов выросло с 2002 года по 2009 год с 0,8 млн до 1,1 млн, а доля католиков среди этнических белорусов выросла с 10 % до 14 %. ЦРУ публикует оценку суммарной доли католиков, протестантов, иудеев и мусульман в населении Белоруссии: 20 % на 1997 год; имеются и более низкие оценки 13,19 % католиков в Белоруссии на 2000 год (то есть доля католиков среди этнических белорусов составляла ок. 11 %) — католики (преимущественно латинского обряда, есть немногочисленные общины греко-католиков), а также протестанты (баптисты,пятидесятники и др.). По сравнению с соседними народами, среди белорусов широко распространены рудименты славянского язычества, например, широкое празднование языческого праздника Купалы. В народе сохранены многочисленные дохристианские поверья, многие из которых совпадают с источниками язычества лютичей и других групп славян Поморья и Полабья.
    Традиционные занятия белорусов — земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах — яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей системой землепользования в начале XX века было трёхполье, у малоземельных — двухполье.

    Основные пахотные орудия — соха (полесская, или литовская, витебская, или «перекладка», поднепровская). Использовали также рало, сошку. Для боронования применялась плетёная или вязаная борона и более архаичная борона-суковатка, смык. С конца XIX века появились железные плуг и борона. Орудия уборки урожая — серпы, косы, вилы, грабли. Зерно сушили в срубных помещениях — осетях или евнях. Для обмолота использовали цеп, валек, круглую колоду. Зерно хранили в амбарах и клетях, картофель — в истопках и погребах, склепах.
    В животноводстве большую роль играло свиноводство. Разводили также крупный рогатый скот. По всей территории Белоруссии распространено овцеводство. Коневодство наиболее развито на северо-востоке. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и берёзовый соки. В реках и озёрах ловили рыбу.
    Включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов — сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения — щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи — каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные — солодуха, кваша, кулага и неквашеные — калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки — кисели, жур, толокно.

    ОтветитьУдалить