суббота, 29 декабря 2012 г.

Народы Сибири и Дальнего Востока.

Сибири и Дальнего Востока — народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Буря́ты-наиболее распространенное и наиболее многочисленное инородческое племя Восточной Сибири.



Видео

Виды традиционной хозяйственной деятельности.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:
Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.

Одежда народов Сибири и Дальнего Востока.

Традиционный костюм народов Сибири и Дальнего Востока имел ярко выраженную этническую специфику, которая проявлялась в особенностях покроя, материале, украшениях, расположении декора и напрямую зависела от природно-климатических условий и особенностей хозяйственной деятельности.

Верхняя одежда: выбор материала и особенности кроя.

По покрою верхняя одежда сибирских народов разделяется на три группы: одежду глухого покроя, надеваемую через голову; одежду распашного покроя, имеющую спереди разрез; и комбинезон специфический женский и детский тип одежды.

Одежда глухого покроя была характерна для арктических народов, занимавшихся морским зверобойным промыслом: эскимосов, береговых чукчей и коряков, а также оленеводов тундры и лесотундры: ненцев, хантов, манси, нганасан, энцев, чукчей и коряков. Основным материалом для пошива одежды им, а также таежным народам служили оленьи шкуры, имеющие плотный и густой ворс. Ненцы, ханты и манси шили одежду из оленьего меха - малицу (от термина мал замкнутый). Она представляла собой просторную и длинную "рубаху" с капюшоном. У чукчей и коряков меховая одежда кухлянка была более легкой и короткой. Для них, в отличие от ненцев, окарауливавших свои стада на нарте с помощью оленегонной собаки, было характерно пешее окарауливание, и длинная одежда в этом случае сковывала бы движения. У народов Западной Сибири существовала особая меховая дорожная одежда - совик, сокуй, которую носили поверх малицы только при переездах. Морские зверобои, отправляясь на промысел, надевали поверх меховой одежды глухого покроя непромокаемую камлейку одежду из кишок морских животных. Береговые чукчи, коряки и эскимосы, кроме оленьих, а иногда нерпичьих шкур, использовали для шитья верхней одежды шкурки птиц гагар.

Распашная меховая одежда была характерна для таёжных охотников и скотоводов южной Сибири. Основным типом меховой одежды охотников тайги - селькупов, кетов и эвенков была короткая, прямого покроя распашная парка мехом наружу. Эвенки и эвены дополняли меховую или ровдужную парку в виде кафтана нагрудником. Группы эвенков, населявшие бассейн Нижней и Подкаменной Тунгусок, а также эвены, которые кроме охоты занимались вьючно-верховым оленеводством, усовершенствовали эту одежду за счёт клиньев, вшивавшихся на спинке - от талии к подолу, таким образом, приспособив ее к верховой езде на оленя.

Буряты, якуты и народы Южной Сибири: тувинцы, алтайцы и хакасы, основным занятием которых было скотоводство, зимой носили просторную длинную одежду из покрытой тканью мерлушки и дублёной овчины, а летом халаты из ткани (буряты, тувинцы), хлопчатобумажные платья, рубахи (якуты, народы южной Сибири). Широкая в подоле одежда была удобна для верховой езды на коне.

В хозяйственной деятельности народов, населявших территорию бассейна реки Амур и о. Сахалин - нанайцев, нивхов, ульчей, орочей и др., большую роль играло рыболовство. Для шитья одежды они использовали выделанные кожи сома, ленка и лососёвых рыб. У мужчин и женщин основной одеждой были халаты из рыбьей кожи, а также из покупной хлопчатобумажной ткани покроя кимоно. У нанайцев существовала особого покроя свадебная женская одежда из китайского шелка. В отличие от повседневной одежды, она имела прямой разрез спереди и богато орнаментировалась аппликацией и вышивкой.

Жилище народов Сибири.

Чум.

У охотников и оленеводов тайги (эвенков, тофаларов), тундры и лесотундры (ненцев, энцев, долганов, нганасанов) наиболее распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.

Таежные народы обычно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой - сшитые из шкур оленя. Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах. В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными - мехом внутрь и наружу.

Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа - мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.

У нганасан, долган и энцев с середины XIX века получил распространение так называемый нартенный чум (балок), заимствованный от русских крестьян. Он использовался как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек использовались оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины или брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей.

28 комментариев:

  1. Промысловые культы и праздники
    Промысловые обряды, нацеленные на возрождение животных и обеспечение удачной охоты, были повсеместно распространены у народов Сибири. С этой целью проводили особые праздники в честь животных лося, медведя, кита, моржей, тюленей. У всех народов Сибири был известен обычай сохранения частей животных - кончиков носа, ушей, губ, глаз, костяка, черепа и вера в их магическое возрождение в других особях. Нивхи, например, все кости промысловых зверей, добытых осенью и зимой, собирали и хранили до весны, а затем охотники уносили их в лес и оставляли в дуплах деревьев. Юкагиры бросали кости и чешую рыб назад в реку, будучи уверенными, что рыбы оживут. Во время охоты выполнялись магические действия, связанные с верой в то, что звери понимают человеческую речь и могут отомстить охотнику.

    Магические обряды в целях умножения животных являлись важной частью праздника медведя, лося, кита и других промысловых животных.

    У народов Северо-востока Азии (чукчей, коряков, эскимосов) важная роль в жизни общества отводится праздникам благодарения, связанным с представлениями о возрождении зверя и промысловым культом - обращении к духам-хозяевам животных, посылающим зверей. Главный годовой праздник благодарения чукчи проводят осенью. К празднику готовились в течение года, сохраняя головы убитых животных - моржей, тюленей, нерп, дикого оленя, зайца. Их складывали на землю в центре яранги или подвешивали над дымовым отверстием, а рядом ставили жирники - лампы из вулканического камня с горящим фитилем. Жертву духам приносили младшие члены семьи, которые разбрасывали перед ярангой мясо и кровяную похлебку в соответствии с направлениями четырех сторон света. В это время участники праздника веселились, женщины танцевали под звуки бубнов и пели импровизированные песни. Затем варили головы животных, и начиналось пиршество.

    Похожий праздник проводили и летом. В конце летнего праздника все участники совершали очистительный обряд: стряхивали с себя все "болезни" и "несчастья" над огнем большой лампы. Кости и крошки пищи бросали в море, как бы возвращая взятых у него зверей.

    Осенний праздник приморские чукчи и эскимосы устраивали в честь хозяина моря, а эскимосы, кроме того, - в честь хозяйки природы - Большой женщины-прародительницы моржихи. На празднике, обращаясь к духу-хозяину стихии моря, с просьбой возродить животных.

    Эвенки и эвены, охотники-оленеводы горной тайги, совершали специальные промысловые обряды с целью обеспечить удачную охоту, во время которых имитировали охоту: стреляли в макет лося из дерева и еловых веток, приносили жертвы огню и духам природы - неба, леса, земли. Во время главного весеннего годового праздника мужчины совершали магические танцы для привлечения зверя. У эвенков был известен промысловый обряд, во время которого к березе подвешивали полоски ткани и стреляли из лука в ее вершину с просьбой к матери зверей послать охотнику хорошую добычу.

    ОтветитьУдалить
  2. Ремесла
    Профессионального ремесла у большинства сибирских народов не существовало. Потребности хозяйства в бытовых предметах и утвари удовлетворялись за счет домашнего производства. Существовало четкое разделение мужских и женских занятий. Мужчины изготавливали предметы из дерева, кости, рога, а женщины - из бересты, стеблей растений, кожи, меха. Исключение составляла профессиональная обработка металла.
    Обработка древесных и травянистых материалов
    Дерево являлось универсальным материалом для народов Сибири. Использовали практически все виды древесины, учитывая специфические свойства разных пород дерева. Наибольшей популярностью пользовалась береза. Дерево использовали полностью: из ствола изготавливали долбленую, а позднее - точеную утварь, из корня и тонких ветвей рябины, тальника, черемухи - плетеные сосуды, из наростов посуду и курительные трубки, из стружки полотенца и подстилки в колыбели. Народы, жившие на побережье морей, использовали плавун.

    Для изготовления деревянной посуды пользовались самодельными стругами, ручным сверлом, ножом. Изделия декорировали различного вида резьбой. Якуты делали чороны, воронки, ковши; народы Амура - домашнюю и культовую утварь, а также предметы мебели; обские угры - крюки для подвешивания колыбелей и т.д. Бытовые предметы украшались росписью (буряты, народы Южной Сибири) и инкрустацией металлом (ханты, манси, ненцы, эвенки).

    Популярным материалом для изготовления утвари у обских угров, селькупов, кетов, якутов и народов Амура служила легкая непромокаемая гибкая береста. Ее обычно заготавливали в конце весны - начале лета, когда дерево давало сок, или осенью, когда опадали листья. Для изготовления утвари обычно использовалась не вываренная береста. Из нее с помощью простого набора инструментов (шила, ножа, игл) изготавливали предметы для хранения, транспортировки и употребления продуктов питания, а также хранения и транспортировки предметов домашнего обихода. Соединительным материалом служили сухожильные, крапивные, конопляные нити, черемуховый или ивовый прут, корень кедра и ели, конский волос. Обычную или окрашенную бересту декорировали резьбой, аппликацией, тиснением, штамповкой, росписью, выскабливанием. Берестяные коробки для женского рукоделия, подойники, ведерки для ягод и дикого меда, солонки якуты расшивали бисером, нанизанным на конский волос, декорировали вставками из слюды, кожаными кистями, лоскутками цветных тканей. Если у народов Южной Сибири деревянная и берестяная посуда была проста и архаична, то у народов Амура очень разнообразная по форме и размерам утварь украшалась резным спирально-ленточным криволинейным орнаментом. Особенно тщательно орнаментировалась утварь для обряда "кормления воды", которая изготавливалась в виде морских или речных животных и птиц (рыбы, нерпы, утки), а также для медвежьего праздника (доски для разрезания медвежьего мяса, ложки, ковши, блюда и коробки).

    Распространено было плетение из стеблей травянистых растений. Например, значительная часть алеутской утвари сплетена из дикой ржи и гороха. В качестве инструмента алеутские женщины использовали специально выращенный и заостренный ноготь большого пальца. Им как острым инструментом расщепляли траву, корни, стебли, и сквозь образовавшиеся отверстия продергивали декоративные нити, перышки птиц и полоски китового уса.

    ОтветитьУдалить
  3. В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 малочисленных народов Севера. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года общая численность малочисленных народов Севера составила 244 тысяч человек, причём численность отдельных народов колебалась от 41 тысячи человек (ненцы) до 240 человек (энцы).
    В целом существует положительная динамика демографических процессов в среде малочисленных народов Севера. Почти в 2,5 раза выросло число ороков (ульта), значительно (на 20—70 процентов) выросла численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, негидальцев, тофаларов, ительменов, кетов и др. Численность ряда народов сократилась, что объясняется как общей отрицательной демографической динамикой в Российской Федерации, так и выделением в ходе переписи из состава малочисленных народов Севера самобытных этнических групп, которые стали идентифицировать себя в качестве самостоятельных народов.
    В конце XX — начале XXI веков произошёл рост этнического самосознания малочисленных народов Севера. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и др.) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная поддержка. Во многих местах проживания малочисленных народов Севера воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи. В ряде мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности созданы «родовые угодья», территории традиционного природопользования регионального и местного значения, закреплённые за представителями малочисленных народов Севера и их общинами.
    Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. Во многих национальных сёлах и посёлках общины этих народов стали единственными хозяйствующими субъектами, выполняющими ряд социальных функций. В соответствии с законодательством Российской Федерации общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощённую систему налогообложения.
    В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

    ОтветитьУдалить
  4. Похоронные обряды малых народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока


    На территории Сибири и Дальнего Востока проживает более тридцати коренных народов. Общее их число составляет полтора миллиона человек. Организацией похорон в поселениях коренных народов занимаются родственники и соседи. Похоронных домов, как и ритуальной техники, инвентаря, традиционной похоронной атрибутики практически нет. Покойников в места погребения увозят на лыжах, нартах, оленьих упряжках или снегоходах.
    Полагаем, читателям интересно познакомиться с некоторыми традиционными особенностями в похоронных обрядах отдельных народностей. В данном материале приводим характерные примеры. Заметим лишь, что в современный период древние ритуалы исполняются далеко не полностью. Материал подготовлен Риммой Шишкиной, предпринимателем из Республики Тыва, знатоком старинных обрядов малых народов. Она квалифицированный специалист похоронной отрасли, закончила Институт обрядовой культуры в Москве. Выступала с лекциями на выставке «Похоронный сервис» по теме «Обряд похорон у буддистов». Надеемся, ее материал будет полезным читателям.

    Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших: для всех был священным закон, говорящий о погребении, сопровождаемом приличными обрядами. В погребальных обычаях каждый народ, сообразно своему духу и характеру, выражал заботу о скончавшихся. Суеверные египтяне бальзамировали тела своих умерших, обвязывали их тонкой тканью, хранили их в пирамидах или в других местах. Воинственные и жестокие римляне омывали тело умершего холодной водой, намащивали его и сжигали на специально устроенном для этого костре.

    ОтветитьУдалить
  5. Жилые постройки народов Сибири:
    Яранга
    Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга - переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной особенностью чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: наличие внутри пологов. Яранга с пологом - удивительное изобретение коряков и чукчей, которые дословно называли своё жилище "настоящий дом". Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем. Основу её составляли три шеста высотой от 3,5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из двух жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, чтобы при сильном ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной или восточной - жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог - сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была достаточно высокой, чтобы даже в холодное время здесь можно было спать без одежды.
    Юрта
    Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири (восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов) являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком. Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим более часа. Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов жилище бурят было ориентировано на юг. Внутреннее устройство юрты было строго регламентировано. В центре располагался очаг. Место напротив входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; здесь же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую (левую) и женскую (правую) половины (если стоять лицом к северной ее части). В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской - утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей. У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни (хакасы, западные тувинцы, западные буряты), получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной или многогранной крышей.
    Балаган и ураса
    В бурятской юрте вход всегда находился на южной стороне, в отличие от тюркских народов (хакасов, тувинцев, алтайцев), у которых жилище было ориентировано на восток. Жилище якутов было сезонным. Зимнее - "балаган" бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крыша покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX в. традиционным летним жилищем якутов являлась ураса - коническая постройка из жердей, покрытых берестой. В берестяные оконные рамы вставляли кусочки стекла или слюды, а в бедных семьях зимой - куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. Вдоль стен располагались дощатые нары - "орон". Жилище делилось на правую (мужскую) и левую (женскую) половины. В северо-восточном углу находился камелек - примитивный очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали - почетный (юго-западный) угол. Жилые и хозяйственные помещения усадьбы якуты всегда обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри усадьбы ставили резные деревянные столбы - коновязи, к которым привязывали лошадей.

    ОтветитьУдалить
  6. Об истоках современных проблем народов Сибири и Дальнего Востока.
    Сегодня необходимо поставить вопрос и о том, какую роль играли коренные народы в своей судьбе. Советская власть с самого начала заявила о стремлении сделать их субъектом исторического процесса. Эту задачу решали разными способами: созданием туземных сельских и районных Советов, национальных округов, автономных областей и республик, широко задуманной программы по коренизации местных аппаратов. Создание письменности для ряда народов, развитие системы народного образования, сети училищ и техникумов, открытие специальных факультетов и набор отдельных групп из числа в высшие учебные заведения России, наконец, создание совпартшкол для подготовки руководящих кадров на местах - все это способствовало широкому вовлечению народов в управление своими территориями. Многие их представители стали руководителями союзных и республиканских учреждений и ведомств.
    Вместе с тем это не означало решения кадрового вопроса на местах. В низовых органах управления, там, где непосредственно сталкивались интересы коренного населения, переселенцев и различных ведомств, руководителей из числа местных национальностей катастрофически не хватало. Связано это было не только с их общим низким культурным уровнем. Представитель Остяко-Вогульского национального округа Доровин докладывал Х пленуму Комитета Севера: "'.
    Социально-экономические преобразования 20-30-х гг. коренных народов Сибири и Дальнего Востока проводились без учета этнических, хозяйственных, культурных особенностей народов и, как следствие, привели к неоправданным потерям не только в экономической, но и в социальной сфере.
    Переход кочевых народов к оседлому образу жизни, коллективизация их хозяйств сопровождались ломкой не только жизненного уклада, но всего их мировоззрения, национального самосознания. Отказ от старого не приводил к созиданию нового - возникал и ширился нравственный вакуум, людей отрывали от их прошлого, национальных корней. Особенно болезненным стало отторжение от среды обитания, природы, нарушение шаткого экологического равновесия Севера, в котором человек занимал строго определенное место. Психологический надлом, происшедший в те годы, впоследствии отразился на всех сторонах жизни народов, привел к вырождению культуры, алкоголизму, росту преступности.

    Вместе с тем нельзя отбросить и положительные моменты, которые несла социально-экономическая политика Советской власти народам Сибири и Дальнего Востока. Создание системы здравоохранения, основ охраны материнства и детства, повышение грамотности, улучшение бытовых условий, изменение социального статуса женщины объективно способствовали развитию коренных национальностей. Особенно крупные успехи к концу 30-х гг. были достигнуты якутами, бурятами, алтайцами и хакасами. Достижения малочисленных народов были скромны, но сам факт их наличия несомненен.

    При оценке итогов социально-экономических преобразований у народов Сибири и Дальнего Востока необходимо учесть и такой момент. До самого недавнего времени главная задача, которая решалась в нашей стране в этой области, сводилась к выравниванию экономического, социального и культурного уровня национальностей, созданию новой исторической общности - советского народа. Та система ценностей, в которой жили советские люди в течение 70 лет советской власти, и не предполагала иного решения проблем народов края, вопрос стоял лишь о масштабах и способах их реализации.

    Сегодня стало ясно, что такой путь заводил в тупик, он создавал больше проблем, чем мог разрешить. Сегодня нужно строить эту работу, исходя из системы ценностей, рожденной перестройкой. И залог тому - решение сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС о предоставлении местным Советам исключительного права на хозяйственное освоение их территорий, создание заповедных зон в целях восстановления и сохранения мест проживания коренного населения ^, создание в марте 1990 г. Ассоциации народов Севера, активная деятельность по присоединению СССР к международной Конвенции по защите прав малочисленных народов, возрождение национального самосознания россиян.

    ОтветитьУдалить
  7. На мой взгляд комментарий устарел, т.к. ссылается на события 1989 года (пленум ЦК КПСС). Уже и КПСС нет, и страна другая. На дворе 2013 год. Прошло 25 лет, как минимум.

    ОтветитьУдалить
  8. Традиционные материалы для изготовления одежды
    У народов Сибири, основными занятиями которых были оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел и скотоводство, материалом для пошива одежды служили шкуры промысловых животных - оленя, лося, нерпы, а также овчина, шкурки птиц, рыб, кишки морских животных. Наряду с этим, главным образом народы южной Сибири и народы Амура, использовали покупные ткани, а шорцы и южные группы хантов и манси - холст собственного изготовления из волокон крапивы и дикой конопли.

    В настоящее время национальную одежду или ее отдельные элементы (обувь, головные уборы) продолжают носить в тех районах, где коренное население занято в традиционных отраслях, в основном оленеводстве и охоте. Ее используют в качестве промысловой и зимней одежды, надевая поверх платьев и костюмов фабричного производства.
    Функциональные, сезонные и гендерные особенности костюма
    По функциональному назначению традиционная одежда народов Сибири подразделялась на повседневную, промысловую, дорожную, празднично-обрядовую (свадебную, погребальную) и культовую (шаманскую, служителей буддийского культа). Однако исходной формой, отличавшейся наибольшим многообразием, являлась верхняя повседневная одежда. В прошлом у северных народов верхняя одежда являлась единственной, т.е. служила одновременно и верхней, и нательной. Строгого разделения верхней одежды по сезонам у народов Севера не существовало: обычно летом носили выношенную зимнюю одежду. У народов Южной Сибири, а также хантов, манси, якутов, бурят и народов Амура была и летняя одежда: платья, рубахи, халаты.

    Женская и мужская верхняя одежда у северных народов в основном совпадала по покрою. Исключение составляла лишь одежда ненцев, нганасан, энцев, а также северных групп хантов и манси. У этих народов мужчины носили одежду глухого покроя, а женщины - распашного. Различия в мужской и женской одежде народов южной Сибири заключались в количестве украшений, цвете и качестве материала, иногда в покрое: мужчины носили одежду прямого покроя, а женщины отрезную в талии (тувинцы, буряты).

    ОтветитьУдалить
  9. Быт и культура народов Сибири и Дальнего Востока.
    В жизни и быте аборигенов большое место занимало народное декоративное искусство. В нем отразилось не только самобытное эстетическое мировоззрение народов, но и социальный быт, уровень развития хозяйства и межэтнические, межплеменные связи. Традиционное декоративное искусство народностей имеет глубокие корни на земле их предков. Яркое свидетельство тому – памятник древнейшей культуры – петроглифы (рисунки-писанины) на скалах Сикачи-Аляна. Искусство тунгусов-маньчжу¬ров и нивхов отображало окружающую среду, устремления, творческую фантазию охотников, рыболовов, собирателей трав и кореньев. Самобытное искусство народностей Амура и Сахалина всегда восхищало тех, кто впервые с ним соприкасался. Русского ученого Л. И. Шренка очень поразило умение нивхов (гиляков) изготовлять поделки из разных металлов, украшать свое оружие фигурами из красной меди, латуни, серебра. Большое место в искусстве тунгусо-маньчжуров, нивхов занимала культовая скульптура, материалом для которой служили дерево, железо, серебро, трава, солома в сочетании с бисером, бусами, лентами, мехом. Исследователи отмечают, что только народности Амура и Сахалина умели делать удивительно красивые аппликации по рыбьей коже, расписывать бересту, дерево. В искусстве чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, алеутов нашла свое отражение жизнь охотника, морского зверобоя, тундрового оленевода. В течение многих веков они достигли совершенства в резьбе по моржовой кости, резьбе на костяных пластинках с изображением жилищ, лодок, животных, сценок охоты на морского зверя. Знаменитый русский исследователь Камчатки академик С. П. Крашенинников, восторгаясь мастерством древних народов, писал: «Из всей работы сих других народов, которую они каменными ножами и топорами весьма чисто делают, ничто мне так не было удивительно, как цепь из моржовой кости … Она состояла из колец, гладкостью подобных точеным, и из одного зуба была сделана; верхние кольца были у ней больше, нижние меньше, а длиною она была немного меньше полуаршинна. Я могу смело сказать, что по чистоте работы и по искусству никто б не почел иную за труды дикого чукчи и за деланную каменным инструментом».
    На протяжении всего исторического развития народностей Дальнего Востока формировались их песни. Наиболее древние пласты музыкальной культуры проявляются в «медвежьем празднике» народностей юга Дальнего Востока. Главным героем песен и сказок юкагиров был умный и храбрый заяц. Фольклор – легенды, мифы, предания – хранили нормы права, этики и морали. Из поколения в поколение передавались традиции музыкального искусства. Наибольшее распространение получил круговой танец, хоровод. Исполнение песен и танцев сопровождалось музыкой воргана. Праздники завершались массовыми играми, во время которых состязались в борьбе, беге, стрельбе из лука. Очень важное место в культуре аборигенов принадлежало танцевальному искусству. У эскимосов, чукчей, коряков, ительменов широко бытовали игровые танцы. Обрядовые танцы носили магический характер, посвящались окончанию охоты или проводам душ убитых морских зверей в море, или торжественной встрече добытых морских зверей. Они исполнялись пожилыми женщинами под аккомпанемент бубна или пения. Исполнители, танцуя, подражали повадкам зверей, пытались «задобрить», развеселить его.
    Особые танцы присущи эвенкам и эвенам. У них были распространены хороводы, которые двигались по замкнутому кругу, по ходу Солнца под запев самих исполнителей.

    ОтветитьУдалить
  10. В освоении Сибири и Дальнего Востока русскими тесно переплелись вольнона-родное стихийное заселение и переселение по «государевым указам». Местное население или прямо завоевывалось, или добровольно входило в состав Русского государства, надеясь найти защиту от воинственных соседей.

    С Зауральем русские люди познакомились еще на рубеже 11 — 12 вв., однако массовое переселение из Европейской России на восток началось с конца 16 в., после похода на сибирского хана Кучума казачьей дружины во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. В октябре 1582 г. отряд занял столицу ханства г. Сибирь {Кашлык, Искер). Поход Ермака (сам он погиб в одной из стычек) нанес смертельный удар Кучумову «царству»: оно уже не могло успешно противостоять царским войскам, которые, включив в свой состав уцелевших соратников Ермака, двинулись по проложенному пути. В 1586 г. государевыми служилыми людьми была основана Тюмень, в 1587 г. недалеко от бывшей Кучумовой столицы возник Тобольск, вскоре тоже ставший главным городом Сибири. Более северные районы — в верховьях Тавды и в низовьях Оби — были закреплены за Российским государством в 1593 — 1594 гг., после постройки Пелыма, Березова и Сургута, более южные — по среднему Иртышу — прикрыл в 1594 г. новый город Тара. Опираясь на эти и другие, менее значительные, крепости, служилые люди (казаки, стрельцы) и люди промышленные (охотники на пушного зверя) стали быстро продвигать пределы России «встречь солнца», сооружая по мере продвижения новые опорные пункты, многие из них вскоре превращались из военно-административных центров в центры торговли и ремесла.

    Слабая заселенность большей части районов Сибири и Дальнего Востока явилась главной причиной быстрого продвижения небольших отрядов служилых и промышленных людей в глубь Северной Азии и его сравнительной бескровности. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что освоение этих земель осуществлялось, как правило, закаленными и опытными людьми. В 17 в. основной переселенческий поток за Урал шел из северорусских (поморских) городов и уездов, жители которых обладали необходимыми промысловыми навыками и опытом передвижения как по Ледовитому океану, так и по таежным рекам, были привычны к лютым морозам и гнусу — подлинному бичу Сибири в летнее время.

    С основанием в 1604 г. Томска и в 1618 г. Кузнецка в основном завершилось продвижение России на юг Западной Сибири в 17 в. На севере же опорным пунктом в дальнейшей колонизации края стала Мангазея — город, основанный служилыми людьми у Полярного круга в 1601 г. на месте одного из зимовий промышленников.

    ОтветитьУдалить
  11. Энцы (самоназвание эньчо, могади, пэбай, устаревшее енисейские самоеды) — малочисленная самодийская народность численностью менее 300 человек. Верующие — православные, сохраняются традиционные верования. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам.
    Название «энцы» придумано советским этнографом Г. Н. Прокофьевым в 1930-е годы как «эннэчэ» и в переводе означает человек. Тундровые энцы называли себя «сомату». Лесные энцы — «пэ-бай» (лесные баи), или по названию родов.
    Энцы живут, в основном, в посёлках в устье Енисея, в районе города Дудинка, посёлка Усть-Авам и др. в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Несколько энцев живут в самом городе Дудинка (Таймыр), некоторые — с нганасанами в других местах Таймыра) .
    Тундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно две трети численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и рекой Пурой, зимой откочевывали южнее в лесотундру между рекой Малая Хета и озером Пясино. Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади или Могади) и имела самоназвание сомату-онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду (родственники по жене).
    Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай. Этнографическая специфика этих групп в значительной степени утрачена и они рассматриваются в качестве чисто территориальных подразделений.
    Основное жилище энцев — чум, имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским. Наряду с чумом, у энцев и нганасан бытовал единый комплекс одежды. Генетически она восходит к распашной одежде с вшитым нагрудником. Традиционный комплекс одежды энцев отличается по двум этнотерриториальным группам. У лесных энцев большее распространение получила ненецкая одежда. Более традиционным является комплекс одежды тундровых энцев. В настоящее время энецкая одежда полностью вышла из употребления.
    Комплексное оленеводческо-промысловое хозяйство энцев, требовало гибкой системы организации общества, основы которого базировались как на принципах родства, так и на территориальных связях. Главенствующую роль в обществе играет мужчина. Женская деятельность ограничивалась сферой домашнего производства. Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется высокой детской смертностью. Предпочтительным считалось рождение мальчика. При рождении ребенка ему давали имя-прозвище, связанное с его внешностью, либо ситуацией рождения.
    Согласно этнографическим исследованиям, в древности энцы практиковали Обряд воздушного погребения.

    ОтветитьУдалить
  12. 26.06.2012

    Президиум Федерации дзюдо России большинством голосов утвердил предложенный тренерами сборной – Эцио Гамбой (мужчины) и Анатолием Рахлиным (женщины) - состав олимпийской команды России на Играх - 2012 в Лондоне. Как сообщил корреспонденту РИА «Дагестан» старший тренер сборной республики по данному виду спорта Магомедбек Алиев, по итогам двухлетнего квалификационного отбора право представлять нашу страну на Олимпиаде получили двое дагестанцев - медалист чемпионата мира - 2009 Мансур Исаев (до 73 кг), выступающий за Челябинск, и чемпион мира - 2011 Тагир Хайбулаев (до 100 кг), дающий двойной зачет за Самару и Санкт-Петербург.
    Источник:Дагестан

    ОтветитьУдалить
  13. Сейчас существует очень опасная тенденция заселения территории Сибири и Дальнего Востока иностранными народами, в частности, китайцами. Огромная территория и богатая природа способствуют этому. Да и многие «доброжелатели» публикуют множество информации о том, что, дескать, на Дальнем Востоке так мало населения, что просто некому возделывать благодатные земли, перерабатывать сырьевые запасы. Ну, некому в России заниматься освоением восточных территорий. Но на самом деле это не так, и хочется надеяться, что здравомыслящие люди поддержат инициативу тех, кто всеми силами препятствует заселению нашего богатого сибирского края людьми, которые не имеют к нему никакого отношения.
    Простые православные люди сами, без всякой государственной поддержки закрепляются в дальневосточном приграничье. Речь идет о селе Приозерном, что в Хорольском районе Приморском края. Наши соотечественники туда даже из Канады едут. Уже и Храм в честь Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, построили. Недавно в новом храме прошла первая служба, на которую прибыл архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин.
    Съезжаются люди сюда, чтобы жить по-православному, жить на живописной и благодатной дальневосточной земле. Кстати, неподалеку находится село Благодатное, основанное до революции русскими переселенцами.

    ОтветитьУдалить
  14. Обработка кости и рога

    Для изготовления различных бытовых предметов у народов Сибири традиционно использовался бивень мамонта (якуты), моржовый клык, кости кита (народы Северо-востока), рог оленя, и другого рогатого скота (скотоводы Южной Сибири). Обработка мамонтовой кости возникла у якутов в XVIII в. Якутские ларцы и шкатулки близки по технике изготовления и форме холмогорским изделиям, однако в орнаменте преобладают традиционные национальные мотивы.

    Изделия из камня и глины

    Жилище народов Крайнего Северо-востока отапливалось и освещалось при помощи жирника - светильника из камня или глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. Тувинские камнерезы изготавливали из агальматолита предметы декоративно-прикладного искусства и вещи утилитарного назначения: чашечки, подсвечники и пр.

    Производство лепной керамики было известно якутам, азиатским эскимосам, ительменам, шорцам. С приходом русских в быту народов Сибири появилась фарфоровая и фаянсовая чайная посуда.

    ОтветитьУдалить
  15. Я недавно просмотрела передачу про чумов. Там были описаны их традиции, обряды, далекое прошлое. Вообщем мне понравилось!

    ОтветитьУдалить
  16. Я родилась на Дальнем Востоке В Приморском Крае и прожила там десять лет . Хочу заметить ,что помимо выше указанных народностей также на территории Дальнего Востока проживают большое количество переселенцев из Северной части КНР.

    ОтветитьУдалить
  17. Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.
    Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.
    Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.
    Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом

    ОтветитьУдалить
  18. Перечень малочисленных народов Севера

    Согласно утверждённому Правительством Российской Федерации перечню коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к таким народам относятся[2]:
    Алеуты
    Алюторцы
    Вепсы
    Долганы
    Ительмены
    Камчадалы
    Кереки
    Кеты
    Коряки
    Кумандинцы
    Манси
    Нанайцы
    Нганасаны
    Негидальцы
    Ненцы
    Нивхи
    Ороки (ульта)
    Орочи
    Саамы
    Селькупы
    Сойоты
    Тазы (удэ)
    Теленгиты
    Телеуты
    Тофалары (карагасы, тофа)
    Тубалары
    Тувинцы-тоджинцы
    Удэгейцы
    Ульчи
    Ханты
    Челканцы
    Чуванцы
    Чукчи
    Чулымцы
    Шорцы
    Эвенки
    Эвены
    Энцы (эньчо)
    Эскимосы
    Юкагиры



    Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности



    Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации[3]. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни[4], крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полустрове.
    Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:
    Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
    Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
    Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
    Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
    Бортничество, пчеловодство.
    Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
    Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
    Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
    Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
    Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
    Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
    Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
    Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

    ОтветитьУдалить
  19. Якуты-тюркский народ,коренное население Якутии.Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков.Якуты традиционно занимались скотоводством,рыбной ловлей,охотой ,развивали торговлю,кузнечное и военное дело.В расовом отношении якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу северо азиатской расы.Включение якутов в состав нашего государства в 1620-1630-е годы ускорило их социально-экономическое и культурное развитие.Основным типом жилища был бревенчатый балаган(юрта),летним разборная ураса. Одежду шили из шкур и меха.Вообще,якут с самого зачатия окружён духами и богами,от которых он находится в зависимости.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. условное собирательное название для различных языков, на которых говорят коренные обитатели Сибири и Дальнего Востока России. В лингвистике отсутствует понятие «Сибирская языковая семья» или подобные, так как эти языки отличаются как генетическим, так и типологическим разнообразием.

      Удалить
  20. Языки Сибири относятся к 8 языковым семьям — индоевропейской, алтайской, уральской, юкагиро-чуванской, эскимосско-алеутской, чукотско-камчатской, енисейской, айнской; нивхский язык является изолированным.

    После каждого языка указана численность говорящих во всей России: либо по переписи 2002, либо (если данные переписи считаются недостоверными) по оценке лингвистов. В последнем случае перед ними стоит значок тильда (~).

    ОтветитьУдалить
  21. Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

    Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
    Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
    Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
    Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
    Бортничество, пчеловодство.
    Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
    Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
    Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
    Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
    Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
    Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
    Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
    Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

    ОтветитьУдалить
  22. Одежда народов Сибири и Дальнего Востока
    Традиционный костюм народов Сибири и Дальнего Востока имел ярко выраженную этническую специфику, которая проявлялась в особенностях покроя, материале, украшениях, расположении декора и напрямую зависела от природно-климатических условий и особенностей хозяйственной деятельности.
    Традиционные материалы для изготовления одежды
    У народов Сибири, основными занятиями которых были оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел и скотоводство, материалом для пошива одежды служили шкуры промысловых животных - оленя, лося, нерпы, а также овчина, шкурки птиц, рыб, кишки морских животных. Наряду с этим, главным образом народы южной Сибири и народы Амура, использовали покупные ткани, а шорцы и южные группы хантов и манси - холст собственного изготовления из волокон крапивы и дикой конопли.

    В настоящее время национальную одежду или ее отдельные элементы (обувь, головные уборы) продолжают носить в тех районах, где коренное население занято в традиционных отраслях, в основном оленеводстве и охоте. Ее используют в качестве промысловой и зимней одежды, надевая поверх платьев и костюмов фабричного производства

    ОтветитьУдалить
  23. Как написано выше,у народов Сибири и Дальнего Востока существовали народные ремесла.Одним из этих ремесел является резьба по кости,которую чаще называют чукотской резной костью. Это вид народного искусства, издавна распространенный у чукчей и эскимосов северо-восточного побережья Чукотского полуострова и островов Диомида;пластически выразительные фигурки животных, людей, скульптурные группы из моржового клыка; гравированные и рельефные изображения на моржовых клыках и бытовых предметах.
    Резьба по кости на Чукотке имеет многовековую историю. Самая ранняя культура характеризуется анималистической скульптурой и бытовыми предметами, выполненными из кости и украшенными рельефной резьбой и криволинейным орнаментом. В следующий, пунукский период, длившийся, примерно, до начала второго тысячелетия, скульптура приобретает геометризованный характер, криволинейный орнамент сменяется строгим прямолинейным. В XIX веке появляется сюжетная гравировка на кости, берущая истоки в пегтымельских петроглифах(высеченные изображения на каменной основе) и ритуальных рисунках на дереве.
    В конце XIX — начале XX века в результате развития торговли с американскими и европейскими купцами и китобоями появляются украшенные резьбой сувенирные предметы, предназначавшиеся для сбыта. Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными на них изображениями.
    Созданные в 1920—1930 годах фигуры моржей, нерп(кто не знает,нерпы-вид тюленя), белых медведей статичны по форме, но выразительны. Но уже в 1930-е годы появляются скульптуры, в которых резчики стремятся к передаче характерных поз, отступая от символичного, статичного образа. Эта тенденция расширяется в последующие годы. В 1960-1980-е годы в чукотской резьбе доминируют скульптурные группы (грубо говоря стали делать статуэтки).
    Искусно вырезанные из кости фигурки и предметы быта поражают свой красотой.А изображения на бивнях моржей могут поведать порой интересные истории,предания народов Чукотского полуострова.Я советую посмотреть в интернете фотографии этих замечательных произведений.

    ОтветитьУдалить
  24. Кроме антропологических и языковых особенностей, народы Сибири обладают целым рядом специфических, традиционно устойчивых культурно-хозяйственных признаков, характеризующих собой историко-этнографическое многообразие

    Сибири. В культурно-хозяйственном отношении территорию Сибири можно разделить на две большие исторически сложившиеся области 1 южную - область древнего скотоводства и земледелия и 2 северную - область промыслового охотничье-рыболовецкого хозяйства. Границы этих областей не совпадают с границами ландшафтных зон. Устойчивые хозяйственно-культурные типы Сибири сложились в древности в результате различных по времени

    и характеру историко-культурных процессов, протекавших в условиях однородной природно-хозяйственной среды и под влиянием внешних инокультурных традиций. К XVIIв. среди коренного населения Сибири по преобладающему типу хозяйственной деятельности сложились следующие хозяйственно-культурные типы 1 пеших охотников и рыболовов таежной зоны и лесотундры 2 оседлых рыболовов в бассейнах больших и малых рек и озер 3 оседлых охотников за морским зверем на побережье

    арктических морей 4 кочевых таежных оленеводов-охотников и рыболовов 5 кочевых оленеводов тундры и лесотундры 6 скотоводов степей и лесостепей. К пешим охотникам и рыболовам тайги в основном принадлежали в прошлом некоторые группы пеших эвенков, орочей, удегейцев, отдельные группы юкагиров, кетов, селькупов, частично ханты и манси, шорцы. Для этих народов большое значение имела охота на мясного зверя лося, оленя , рыболовство. Характерным элементом их культуры была ручная нарта.

    ОтветитьУдалить
  25. Юкаги́ры (самоназвание деткиль, одул, ваду, алаи) — восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири.
    Происхождение именования «юкагир» точно не установлено, возможно, было дано этому народу русскими, вероятно, через посредство эвенков (тунгусов) и в XX веке закрепилось как официальное наименование.
    Традиционные занятия — рыболовство (с помощью невода), охота на диких оленей, ездовое собаководство.
    Численность и расселение
    По данным переписи 2002 г. численность юкагиров была 1509 человек. Расселены, в основном, в бассейне реки Колымы, в Республике Якутия (Саха) (1097 чел.), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области(79 чел.)[1]. В Якутии юкагиры в основном сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олёринский Суктул» Нижнеколымского улуса.

    Численность юкагиров населённых пунктах (2002 г.
    Республика Саха:
    село Андрюшкино 197
    город Якутск 189
    село Нелемное 181
    [править]Язык
    Юкагиры делились на ряд племён, наиболее крупными из которых были ходынцы, анаулы, чуванцы. Последние ассимилировались и полностью перешли на русский язык.
    Юкагирский язык делится на северноюкагирский (тундровый) и южноюкагирский (колымский) язык, которые входят либо в уральско-юкагирскую семью, либо в изолированную юкагирскую семью. По переписи 2002 г. вЯкутии из 1097 юкагиров владеют юкагирским языком лишь 310 чел. (28 %), якутским — 630 чел. (57 %), русским — 1046 чел. (95 %)
    История
    характерен низкий уровень этнического самосознания и несмотря на то, что соседние народы однозначо идентифицировали юкагирские племена, как единую этно-культурную общность, на практике существовало две взаимонепонимаемые группы языковых диалектов северная (тундровая) и южная (таежная). В XVII-XIX веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими, коряками и чукчами. Фактически неассимилированным юкагирам удалось уцелеть лишь в центре своего ареала, в бассейне Колымы. В 1897 году насчитывалось 754 юкагира, в 1970 — около 600, затем численность начала расти. Общественные отношения юкагиров долгое время сохраняли пережитки матрилокального брака. Несмотря на христианизацию в XIX веке, большое влияние среди юкагиров имели родовые шаманы.
    тундровых юкагиров, охота на копытных животных, рыболовство и собаководство для верхнеколымских юкагиров. Многие элементы материальной культуры в течение XVIII-XIX веков складывались под влиянием эвенов, чукчей и якутов (орудия труда, транспорт, одежда). В то же время, в культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт (культ предков и шаманов

    ОтветитьУдалить
  26. С утверждением в Сибири советского строя под ударом оказалось крепкое крестьянское хозяйство. Насильственно собранные в совхозы, превращенные в подобие сельского пролетариата, люди не только утратили традиции земледелия, но и чувство ответственности за землю перед Богом. В царское время экспорт лучших в мире сибирских сыров и масел давал России прибыли вдове больше, чем экспорт золота! Теперь когда-то освященная молитвой, крепкая нравственными устоями крестьянских хозяйств земля почти заброшена. «Коммерческое», ориентированное на прибыль, хозяйство не способно исправить положение. Возрождению аграрному, крестьянскому должно предшествовать возрождение христианское. Земля «благоволит» лишь к людям с чистым сердцем. И в день празднования Собора Сибирских святых наследникам этого сокровища – русской Сибири полезно вспомнить об исторической связи: Сибирь прирастала верой.

    ОтветитьУдалить
  27. Основная статья: Территория традиционного природопользования
    Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации[3]. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни[4], крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полустрове.
    Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:
    Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
    Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
    Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
    Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
    Бортничество, пчеловодство.
    Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
    Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
    Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
    Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
    Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
    Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
    Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
    Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

    ОтветитьУдалить