воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Тюркоязычное население России


Тюрки



Тю́рки, тю́ркские наро́ды (также тюркоязы́чные наро́ды, наро́ды тю́ркской языко́вой гру́ппы — этноязыковая общность, сформировавшаяся на территории Алтая и в степях Азии,первые упоминания о которых относятся ко II тысячелетию до н.э.. Говорят на языках тюркской группы. Глобализация и усиление интеграции с другими народами привели к широкому распространению тюрок за пределы их исторического ареала. Современные тюрки проживают на разных континентах — в Евразии, Северной Америке, Австралии и на территориях самых разных государств — от Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Средиземноморья, Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Тюркские меньшинства имеются также в Китае, государствах Америки, Ближнего Востока и Западной Европы.


  Краткая история

Тюркоязычные народы известны с III в. до н. э., но первые упоминания этнонима тюрк появились в начале VI в. на Монгольском Алтае и относились к небольшому народу, впоследствии ставшему доминирующим в Срединной Азии. Слово тюрк означает сильный, крепкий. Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа.

Тюркский мир по Махмуду Кашгари (XI век)
Этническая история прототюркского субстрата отмечена синтезом двух групп населения:
  • сформировавшейся к западу от Волги, в III—II тыс. до н. э., в ходе многовековых миграций в восточном и южном направлениях, стала преобладающим населением Поволжья и Казахстана, Алтая и долины Верхнего Енисея.
  • появившаяся в степях восточнее Енисея позднее, имела внутриазиатское происхождение.
История взаимодействия и слияния обеих групп древнего населения на протяжении двух — двух с половиной тысяч лет и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных племён во II тыс. н. э. выделились современные тюркские народы России и сопредельных территорий
О «скифском» и «хуннском» пластах в формировании древнетюркского культурного комплекса пишет Д. Г. Савинов, по которому они «постепенно модернизируясь и взаимно проникая друг в друга, становились общим достоянием культуры многочисленных групп населения, вошедших в состав Древнетюркского каганата. Идеи преемственности древней и раннесредневековой культуры кочевников также нашли своё отражение в произведениях искусства и ритуальных сооружениях»
С VI века нашей эры область в среднем течении Сырдарьи и реки Чу стала именоваться Туркестаном. В основе топонима лежит этноним «тур», являвшийся общим племенным названием древних кочевых и полукочевых народов Центральной Азии. Кочевой тип государства в течение многих столетий был преобладающей формой организации власти в азиатских степях. Кочевые государства, сменяя друг друга, существовали в Евразии с середины I тыс. до н. э. до XVII века.[18]
В 552745 в Центральной Азии существовал Тюркский каганат, который в 603 году распался на две части: Восточный и Западный каганаты. В состав Западного каганата (603—658) вошла территория Средней Азии, степи современного Казахстана и Восточный Туркестан. Восточный каганат включил в свой состав современные территории Монголии, северного Китая и южную Сибирь. В 658 году Западный каганат пал под ударами объединенных сил китайцев и восточных тюрок. В 698 году вождь племенного союза тюргешей — Учэлик основал новое тюркское государство — Тюргешский каганат (698—766).
В V—VIII веках пришедшие в Европу тюркские кочевые племена булгары основали ряд государств, из которых наиболее долговечными оказались Дунайская Болгария на Балканах и Волжская Булгария в бассейне Волги и Камы. В 650969 гг. на территории Северного Кавказа, Поволжья и северо-восточного Причерноморья существовал Хазарский каганат. В 960-е гг. он был разгромлен киевским князем Святославом. Вытесненные во второй половине IX века хазарами печенеги обосновались в северном Причерноморье и представляли угрозу для Византии и Древнерусского государства. В 1019 году печенеги потерпели поражение от великого князя Ярослава. В XI веке печенегов в южнорусских степях сменяют половцы, которые в XIII веке были разгромлены и покорены монголо-татарами. Западная часть Монгольской империи — Золотая Орда — стала преимущественно тюркским по населению государством. В XV—XVI вв. она распалась на несколько самостоятельных ханств, на основе которых сформировался ряд современных тюркоязычных народов. Тамерлан в конце XIV века создаёт в Средней Азии свою империю, которая, однако, с его смертью (1405 г.) быстро распадается.
Ещё в начале I тысячелетия н. э. отдельные тюркские группы начали проникать в Закавказье. В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-согдийскому симбиозу.
Проникновение тюрков на территорию Передней Азии (Закавказье, Азербайджан, Анатолия) началось в середине XI н. э. (сельджуки). Нашествие сельджуков сопровождалось опустошениями и разрушением многих закавказских городов. В XI-XIV веках население восточного Закавказья подверглось тюркизации в связи с нашествиями тюрок-огузов и монголо-татар. В результате завоеваний тюрками-османами в XIII-XVI вв. территорий в Европе, Азии и Африке образовалась огромная Османская империя, однако с XVII века она начала клониться к упадку. Ассимилировав большинство местного населения, османы стали этническим большинством в Малой Азии. В XVI-XVIII веках Россия включает в свои пределы большое количество земель бывшей Золотой Орды, на которых существовали тюркские государства (Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство. В начале XIX века Россия присоединяет ряд азербайджанских ханств Восточного Закавказья). В то же время Китай аннексирует Центральную Азию (Джунгарское ханство). После присоединения к России территорий Средней Азии и аннексии Казахского ханства и Кокандского ханства, Османская империя наряду с Хивинским ханством и Бухарским эмиратом оставались единственными чисто тюркскими государствами.

 Культура и мировоззрение

В период древности и средневековья складывались и преемственно закреплялись этнокультурные традиции, которые, имея зачастую различные истоки, постепенно формировали особенности, в той или иной мере присущие всем всем тюркоязычным племенам. Наиболее интенсивно формирование такого рода стереотипов происходило в древнетюркское время, то есть во второй половине I тыс. н. э.. Тогда определились оптимальные формы хозяйственной деятельности (кочевое и полукочевое скотоводство), в целом сложился хозяйственно-культурный тип (традиционное жилище и одежда, средства передвижения, пища, украшения и т. п.), приобрела известную завершенность духовная культура, социально-семейная организация, народная этика, изобразительное искусство и фольклор. Наивысшим культурным достижением стало создание собственной письменности, распространившейся со своей центральноазиатской родины (Монголия, Алтай, Верхний Енисей) до Подонья и Северного Кавказа.

Шаман из Тывы во время церемонии
Религия древних тюрок основывалась на культе Неба — Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название — тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя:
  • верхний (небо, мир Тенгри и Умай), изображался внешним крупным кругом;
  • средний (земли и воды), изображался срединным квадратом;
  • нижний (загробный мир), изображался внутренним малым кругом.
Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Между ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в честь Кюль-тегина (умер в 732 году) и Бильге-кагана (734).
Другая версия повествует об утке (утках). По хакасской версии
сначала был лишь океан, лишь две утки. Одна, в будущем Тенгри, вечно была задумчива, медленно качалась на водной глади. Вторая же, Ирлик-хан, постоянно ныряла, бороздя просторы моря. Однажды Ирлик сообщил Тенгри, что на дне есть некий песок. Тенгри велел достать ему его. Утка нырнула и принесла в клюве своём песку. Тогда Тенгри начал его расширять колотушкой и создал землю. Но узнал он, что завистливый Ирлик, мечтавший о господстве, в зобу своём упрятал немного песку, а потом изверг его, и оттого образовались неровности земные: горы и холмы. Обиделся Тенгри, взмыл в поднебесье, Ирлик же спрятался под землёю от стыда.

Эрлик — бог пустого и холодного загробного мира. Эрлика представляли треглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй — настоящее, третий — будущее. В его дворце томились «души». Он посылал беды, ненастья, тьму и вестников смерти.
Жена Тенгри — богиня женских ремёсел, матерей и рожениц — Умай. В тюркских языках и по сей день сохранились слова с корнем «умай». Многие из них значат «пуповина», «женские половые органы».
Покровителем земли называли божество Ыдук-Йер-Суб (Священная Земля-Вода).
Существовал и культ волка: многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от этого хищника. Культ частично сохранялся даже у тех народов, которые приняли иную веру.. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.
Например, у башкир в мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках волк выступает как тотемический предок-прародитель, покровитель и защитник.
Развит был также культ предков. Существовал политеизм с обожествлением сил природы, что сохранилось в фольклоре всех тюркских народов.

Источник: ВИКИПЕДИЯ>>

13 комментариев:

  1. Тюрки, народы тюркской языковой группы алтайской семьи языков. Имя «тюрки» не было самоназванием, а использовалось для обобщённого обозначения тюркских народностей византийцами, персами и арабами.
    Прародина тюрков — территория между горами Алтая и Хинганским хребтом. Первые упоминания о тюркских народах связаны с появлением народа хунну (см. ст. Гунны) в 4—3 вв. до н. э. В это время от тюркской общности отделилась булгарская группа, двинувшаяся на запад и стимулировавшая формирование гуннского племенного союза. Во 2—4 вв. н. э. началось нашествие гуннов на Европу. В 5 в. н. э. на территории между реками Волга и Дунай сформировалась булгарская конфедерация, разделившаяся впоследствии на волжско-булгарскую и дунайско-булгарскую.
    В 5—6 вв. на Алтае сложились тюркские племенные союзы тугю и теле, находившиеся некоторое время под властью жуань-жуаней (аваров). Объединившись под властью рода Ашина, восстали в 552 г. (стимулировав продвижение аваров на запад) и образовали Тюркский каганат (на территории от Маньчжурии до Причерноморья). В кон. 6 в. это государство распалось на Восточный каганат (Центральная Азия) и Западный каганат (Средняя Азия). Тюркские «кочевые империи» оказались непрочными. Внутренние распри, восстания покорённых племён, войны с Китаем и начавшееся в 8 в. арабское завоевание Средней Азии привели к распаду обоих объединений.
    Более прочными оказались те государства тюрков, где был возможен синтез кочевого скотоводческого хозяйства и оседлого земледелия покорённых народностей (Болгарское царство, Хазарский каганат, Османская империя).
    Передвижения тюркских племён во многом определили политическую и этническую историю Восточной Европы, Закавказья, Среднего и Ближнего Востока. В настоящее время носителями тюркских языков являются азербайджанцы, туркмены, казахи, киргизы, узбеки, кумыки, карачаевцы, балкарцы, чуваши, татары, башкиры, ногайцы, якуты, тувинцы, хакасы, горные алтайцы, гагаузы (в России и странах СНГ), турки (в Турции), уйгуры (в Китае).

    ОтветитьУдалить
  2. Традиции тюрков

    Развитие обмена порождало новые традиции, прежде всего -обычай гостеприимства, гарантировавший чужакам защиту жизни и имущества. Появились первые купцы, обмен превратился в торговлю, продукты стали товаром, возникли первые мерила стоимости, а в конце концов - универсальное средство обмена - деньги. На первых порах роль денег играл скот, как наиболее легко отчуждаемое имущество. Во многих языках происхождение слова "деньги" связано со скотоводством: древнерусское "скот" значило "деньги"; очевидна связь и латинских слов "пекус" (скот) и "пекуния" (деньги). Русское слово "товар" происходит от тюркского "тавар" (скот, овца).Взаимоотношения номадов и оседлых жителей не всегда были мирными. Кочевое скотоводство очень производительно на единицу затраченного труда, но мало производительно на единицу используемой площади, при расширенном воспроизводстве оно требует освоения все новых и новых территорий. Покрывая в поисках пастбищ огромные расстояния, кочевники часто заходили и на земли оседлых жителей, вступая с ними в конфликт. Эти недоразумения обычно быстро улаживались.

    Но кочевники совершали и набеги, вели завоевательные войны против оседлых народов. У племен номадов, в силу внутренней социальной динамики, появлялась своя элита - разбогатевшие вожди, родовая аристократия. Эта родоплеменная верхушка, возглавляя крупные союзы племен, превращалась в кочевую знать, еще больше богатела и укрепляла свою власть над рядовыми кочевниками. Она-то и направляла племена на захват и грабеж земледельческих территорий. Вторгаясь в страны с оседлым населением, кочевники облагали его данью в пользу своей знати, подчиняли целые государства власти своих вождей. При этих завоеваниях возникали гигантские державы кочевников - скифов, гуннов, тюрков, татаро-монголов и другие. Правда, все они были не слишком долговечны. Как подметил еще советник Чингис-хана Елюй Чуцай, можно завоевать вселенную, сидя на коне, но управлять ею, оставаясь в седле, невозможно.

    ОтветитьУдалить
  3. Тюркская мифология. Верховное божество тюрок, как и большинства центральноазиатских народов, – Тенгри. Тенгри распоряжается всем на свете, наделен антропоморфными чертами. Женское начало олицетворяла богиня плодородия Умай, супруга Тенгри, покровительствовавшая воинам. Также почиталось божество воды Йер-су. В подземном мире господствовал Эрлик.

    Из ранних мифов наиболее известно предание о происхождении тюрок. Когда племя ашина (тюрк) было истреблено врагами, спасся только один мальчик, – его выкормила волчица, ставшая его женой. Потом потомки этого странного союза поселились на Алтае, откуда и начали свой победоносный путь тюрки.

    В дальнейшем на развитие изначального тюркского пантеона оказал серьезное влияние ислам, в результате чего многие тюркские божества слились с исламскими. Часть их трансформировалась в мусульманских святых, часть превратилась в демонов. Сохранилась, более того развивалась преимущественно низшая мифология – духи, чудовища и пр.

    Наименьшей трансформации подверглась мифология саяно-алтайских тюркоязычных народов. При традиционной вертикальной проекции у указанных народов существует оригинальная космогония. Согласно ей мир сотворили две утки. Одна из них разбрасывала ил, из которого возникла земля; вторая – камешки, из каких появились горы. Впоследствии первая утка стала восприниматься в качестве Ульгеня, светлого демиурга, вторая – Эрлика, дьявола и владыки царства мертвых. При этом последний пользовался особым почитанием у этноса телеутов. К тому же считалось, что хотя людей создал Ульгень, душу в них вдохнул Эрлик – потому-то Ульгень руководит человеком при жизни, а после смерти душа находится всецело во власти Эрлика.

    Еще одно интересное предание связано с именем Шалыга. Дерзкий охотник, он попытался проникнуть в жилище Эрлика, за что разгневанный бог ранил безрассудного стрелой в ногу и язык и превратил его в косноязычного и хромого духа, с одной стороны покровительствующего охотникам, с другой мучающего их ломотой в костях.

    ОтветитьУдалить

  4. Тюркские народы Северного Кавказа условно можно разделить на две основные группы.

    К первой относятся "коренные этносы", имеющие форму национально-территориального самоопределения. Это четыре народа, которые в соответствии с их численностью в России располагаются в следующем порядке: кумыки (более 550 тыс. чел.), проживающие, главным образом, в Дагестане; карачаевцы (235 тыс. чел.), балкарцы (140 тыс. чел.) и ногайцы (105 тыс. чел.), рассредоточенные в предгорьях и степных районах Дагестана, Чечни, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края. Таким образом численность этих народов по оценкам 2011 года превысила 1 млн. и составляет 1030 тыс. чел.


    Вторую группу составляют "национальные меньшинства" - представители тюркских народов, имеющих за пределами Северного Кавказа свою территорию ("историческую родину") и государственность, однако в силу различных исторических причин, оказавшиеся на Северном Кавказе в виде довольно мощной и численно значительной диаспоры или компактно проживающего в определенных районах населения. К этой группе относятся турки-месхетинцы, крымские татары, азербайджанцы (больше всего их на территории Дагестана), а также татары и туркмены.


    Кумы́ки (самоназвание: кум. Къумукълар) — тюркоязычный народ, один из народов Дагестана формирования и развития которого является равнинная и предгорная зона Северного Кавказа, в основном восточная часть его, ныне входящая в Дагестанскую республику и известная в истории как Кумыкия. Кумы́кский язы́к (самоназвание къумукъ тил) — язык кумыков, распространён в Дагестане, на севере Чечни и в Моздокском районе Северной Осетии. Относится к кыпчакской группе тюркских языков (в которую входят также карачаево-балкарский, ногайский и др. языки). До начала XIX века кумыкский язык являлся языком межнационального общения в северном Дагестане, т.е. в предгорном и равнинном Дагестане. Среди диалектов кумыкского языка выделяются кайтагский, буйнакский и хасавюртовский, причём два последних легли в основу литературного языка.

    Кумыкский народ является правопреемником своих предков, имевших в IV-XIX веках свою государственность в лице Кавказской Гунии, Хазарии, Шамхальства Тарковского. С 14 по 19 век (1867г.) Кумыкия существовала под эгидой кумыкских шавхалов (царей) в виде феодального государственного образования, шамхалата, находившегося в разные периоды своей истории под протекторатом Турции, Ирана, России. В 16 в. она вела многочисленные войны с Россией и Кабардой, став заслоном на пути их экспансии на юге-восточном Кавказе.

    Границы ее простирались от Дербента на юге и до Кабарды на севере. В течении нескольких веков она была субъектом международной политики. В 1867 году после окончательного завоевания Кавказа Россией кумыкское шавхальство было ликвидировано. Однако кумыки не переставали бороться за свое национально-государственное возрождение, приняв деятельное участие в тюркском модернистском движении конца XIX - начала XX веков. В 1920 году была провозглашена дагестанская автономия, которая обрекла кумыков н безсубъектное существование в составе Дагестана и России.


    Антропологически кумыки входят в состав балкано-кавказской расы большой европеидной расы, что роднит их с карачаевцами, балкарцами, крымскими татарами. Верующие кумыки - мусульмане-сунниты. Ислам проник в их среду в VIII - начале IX века, утвердился же к концу XV века. Ранее они исповедовали тенгризм и частично иудаизм и христианство

    ОтветитьУдалить
  5. Катя надо было написать о языке.
    Тюрки — тюркский литературный язык, на котором писали с XIII по начало XX века, использовавшийся различными (преимущественно, но не исключительно тюркскими) народами.
    Возник на карлукской (карлукско-хорезмийской) основе, явившейся результатом взаимодействия караханидско-уйгурского языка с местными.
    Несмотря на наличие нескольких региональных вариантов, существовала их общность, обусловленная:
    близостью тюркских языков друг другу и активными культурно-языковыми контактами между разными тюркскими ареалами, исповедавшими ислам;
    использованием букв языка фарси — персидской письменностью, восходящей к арабскому письму, в котором гласные не находили полного отражения в графике, и поэтому одно и то же слово в различных регионах имело вариативное чтение, в соответствии с местной традицией произношения;
    обилием арабо-персидских лексических заимствований

    ОтветитьУдалить
  6. Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан, Челябинской, Оренбургской, Тюменской, Свердловской, Курганской, Самарской, Саратовской областей, Пермского края, Республики Татарстан и Удмуртии. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья.

    Национальный язык — башкирский. Традиционная религия — ислам суннитского толка.
    Основным занятием башкир в прошлом было полукочевое (йяйляжное) скотоводство. Были распространены земледелие, охота, бортничество, пчеловодство, птицеводство, рыболовство, собирательство. Из ремёсел — ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева. Обработка минеральных веществ была слабо развита. Керамика отсутствовала, а обработка металла производилась в малых размерах и была слабо распространена. Металлургия и кузнечное дело попали под запрет после восстаний.
    В XVII-XIX веках башкиры от полукочевого хозяйствования полностью перешли к земледелию и оседлой жизни, так как многие земли были заняты иммигрантами из центральной России и Поволжья. Среди восточных башкир частично ещё сохранялись полукочевой уклад жизни. Последние, единичные выезды аулов на летовку (летнее кочевье) были отмечены в 20-х годах XX века. Типы жилища у башкир разнообразны, преобладают срубные (деревянные), плетнёвые и саманные (глинобитные), у восточных башкир на летовках была ещё распространена войлочная юрта.
    Традиционная одежда башкир весьма вариативна, в зависимости от возраста и конкретного региона. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет. Это нагрудники (яга, хакал), череcплечные украшения-перевязи(эмейзек, дагуат), наспинники(инхалек), различные подвески, накосники, браслеты, серьги. Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный «кашмау», девичья шапочка «такыя», меховой «кама бурек», многосоставный «калябаш», полотенцеобразый «тастар», часто богато украшенный вышивкой. весьма красочно украшенное головное покрывало «кушъяулык». Среди мужских — меховые «колаксын», «тюльке бурек», «кюлюпара» из белого сукна, тюбетейки, войлочные шляпы. Оригинальна обувь восточных башкир «ката» и «сарык», кожаные головки и суконное голенище, завязки с кистями. Ката и женские сарыки украшались на заднике аппликацией. Повсеместно были распространены сапоги «итек», «ситек» и лапти «сабата» (за исключением ряда южных и восточных регионов). Обязательным атрибутом и мужской и женской одежды являлись штаны с широким шагом. Весьма нарядна верхняя женская одежда. Это часто богато украшеный монетами, позументами, аппликацией и немного вышивкой «елян»(халат)и «ак сакман»(который к тому же нередко служил и головным покрывалом)безрукавные камзулы, украшенные яркой вышивкой и обшитые по краям монетами. Мужские казакины и чекмени «сакман» полукафтаны «бишмэт». Башкирская мужская рубаха и женские платья резко отличались по покрою от таковых русских. Хотя они также украшались вышивкой, лентами (платья). У восточных башкирок также было распространено украшать платья по подолу аппликацией. Пояса были исключительно мужской деталью одежды. Пояса были шерстяные тканые(до 2,5 м в длину), ременные, матерчатые и кушаки с медными или серебряными пряжками. У правого бока на ремне всегда была привешена большая прямоугольная кожаная сума (башк. ҡаптырга или ҡалта), а с левого бока — нож (башк. бысаҡ) в деревянных, обшитых кожей, ножнах (башк. бысаҡ ҡыны).

    ОтветитьУдалить
  7. Основными чертами характера тюрков, кроме силы духа и уверенности в будущем, дарованными Тенгри(тенгрианство - религия, на протяжении многих веков у тюркских народов ), являлись общественная солидарность и уважение к общественному мнению, приверженность к иерархии и дисциплине, особое почтение к старшим, глубокое уважение к матери. Тюркским сообществом изначально пресекались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь. Стремление к естественному образу жизни отражало родственную адекватность тюрков с окружающим одухотворенным ими миром. Тюрок всегда выбирал ясную, четкую, ненагроможденную деталями линию поведения. Обладая широким кругозором и масштабным мышлением, он имел неограниченное доверие и открытость к жизни. Древние тюрки отличались завидной активностью, будучи глубоко религиозными, не делили жизнь на потустороннюю и посюстороннюю, а принимали ее целостно как переход из одного качества в другое в едином для них мире.

    ОтветитьУдалить
  8. До принятия мировых религий - ислама, христианства и буддизма, тюрки (и монголы) имели древнюю оригинальную религию тенгрианство, о которой можно узнать из маньчжурских требников и китайских летописей, арабских, иранских источников, фрагментов сохраненных древнетюркских рунических и согдоязычных памятников VI-X вв. На каменных плитах в районе Верхнего Енисея сохранились высеченные древним художником изображения священнослужителей в длинных одеждах с жезлами в руках. Рисунки алтаря со стоящей на нем чашей, очень похожей на потир, изображают элементы религиозного обряда.

    ОтветитьУдалить
  9. Если колыбелью тюркоязычных народов были предгорья Алтая и территории, прилегающие к озеру Ыссык, то вполне естественно предположить, что по мере роста населения тюрки распространились во все стороны от этих мест, осваивая, прежде всего, близлежащие земли. Так оно в действительности и было. Передвигаясь постепенно по Сибири все дальше к северу и западу, они уже не могли довольствоваться изначальными пределами. Народы, известные в Европе под названием скифы, сорматы, гунны, авары, половцы, татары – все дети тюрков, так пишет Хади Атласи в своей книге «История Сибири».

    По названию рек, озер, той или иной местности можно определить, на каком языке было дано это название, и узнать, какой народ заселял эту местность. В книге Эдуарда Мурзаева «Тюркские географические названия» рассказано о многих топонимах Алтая и Евразии. Например, название реки Енисей произошло от древних тюркских поселений алтайцев. Они называли ее Анасу, что означает «мать-река». Всем известное своей чистотой озеро Байкал означает на языке древних тюрков Бай-куль (Богатое, священное озеро). Знаменитая сибирская река Обь в переводе с тюркского – «бабушка». Можно привести еще очень много географических названий, у которых тюркские корни.

    ОтветитьУдалить
  10. Карачаевцы (самоназвание Къарачай, къарачайлыла) — один из древних горских тюркских народов Северного Кавказа, вместе с родственными балкарцами говорящий на карачаево-балкарском языке который относится к кыпчакской группе тюркских языков. Проживают главным образом в Карачаево-Черкесии, где они составляют чуть меньше половины населения. Исповедуют Ислам суннитского толка.

    В формировании карачаевского этноса, принимали участие местные горские племена и тюрки, главным образом кипчаки. Территории нынешнего проживания карачаевцев входит состав средневековой Алании. В ХIV в. сюда вторгается армия Тимура, которая кроме разрушений открыл дорогу более полному утверждению Ислама на этой территории. В 1831—1860 годах карачаевцы принимали активное участие в Кавказской войне. В 1861—1880 годах многие карачаевцы покинули земли Северного Кавказа и переселились на территории современной Турции. В 1922 г. была создана Карачаево-Черкесская АО, которая прекратила своё существование в ноябре 1943 г., после депортации его населения. В 1957 г. вновь восстановлена, а в 1991 г. она преобразована в республику в составе Российской Федерации.

    ОтветитьУдалить
  11. Тю́рки (также тю́ркские наро́ды, тюркоязы́чные наро́дынаро́ды тю́ркской языко́вой гру́ппы) — этноязыковая общность. Говорят на языках тюркской группы. Глобализация и усиление интеграции с другими народами привели к широкому распространению тюрок за пределы их исторического ареала. Современные тюрки проживают на разных континентах — в Евразии, Северной Америке, Австралии и на территориях самых разных государств — от Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Средиземноморья, Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Тюркские меньшинства имеются также в Китае, государствах Америки, Ближнего Востока и Западной Европы.


    Ава́ры (греч. Άβαροι, Ουαρχωννιται; лат. Avari; др.-рус. О́бры) — кочевой народ центрально-азиатского происхождения, переселившийся в VI веке в Центральную Европу и создавший там государство Аварский каганат (VI—IX вв.).
    Данные по языку авар очень скудны и не позволяют с уверенностью судить о его принадлежности. Сохранившиеся в письменных источниках аварские титулы и личные имена являются универсальными для алтайской языковой семьи. Как свидетельствуют данные археологии, авары пользовались разновидностью рунической письменности, однако все найденные надписи очень короткие и не поддаются расшифровке. Единственным памятником, по которому пытаются реконструировать аварский язык европейского периода, является надпись, выполненная греческими буквами на сосуде из клада Надь-Сент-Миклош.
    Антропологические данные
    Венгерские археологи определяют аваров как европеоидов (в большинстве) и отмечают, что маленькая прослойка, судя по всему — господствующая, сохраняла ярко выраженный монголоидный тип, такой, как у современных бурят и монголов (Тунгиды). Впрочем, ещё чаще у представителей той же господствующей группы отмечался так называемый туранский (среднеазиатский) тип строения лица[17].
    [править]Особенности культуры
    Аварские мужчины отращивали волосы и заплетали их в косы.

    Антропологические данные
    Венгерские археологи определяют аваров как европеоидов (в большинстве) и отмечают, что маленькая прослойка, судя по всему — господствующая, сохраняла ярко выраженный монголоидный тип, такой, как у современных бурят и монголов (Тунгиды). Впрочем, ещё чаще у представителей той же господствующей группы отмечался так называемый туранский (среднеазиатский) тип строения лица[17].
    [править]Особенности культуры
    Аварские мужчины отращивали волосы и заплетали их в косы

    ОтветитьУдалить
  12. Тюркские мифы и легенды, как элемент национальной идеи.

    Знаете ли вы, что в тюркской культуре самое большое число демонов? Ученый поделился с нами знаниями о том, что нужно делать, если хочешь отыскать клад, кого нельзя сажать себе на спину, а также другими правилами поведения со сказочными персонажами.
    Кстати, по своему восприятию тюркские персонажи ничем не уступают европейским. Например, в европейских сказках есть Мальчик-с-пальчик, а в тюркских – Машпарак – Мальчик-мизинчик, по сути то же самое.

    ОтветитьУдалить
  13. (точное значение слова неизвестно) — группа народностей, говорящих на различных диалектах тюркского языка (см. Турецкие языки) и по физическим признакам своим в той или другой степени принадлежащих к тюркской расе (см. ниже). Географическое распределение, классификация, численность. Т. рассеяны на огромной территории, занимающей больше половины Азии, значительную часть Юго-Вост. Европы и сев.-вост. часть Африки, — начиная с Ледовитого ок. (якуты) до Куен-Луня (полу) и Испагани (туркмены Персии) и от берегов Колыми и Желтой реки (йегуры, салары) до Центральной России (татары касимовские) и Македонии (османы). Отдельные оазисы Т. племени встречаются и за этими пределами: колонии якутов на берегу Охотского моря, на Сахалине, татар в Литве и др., а племена, принявшие в себя значительную примесь Т. крови, встречаются не только среди населения Восточной Европы, но даже в Индии (джаты). Ввиду смешанного этнического состава Т. племени самой правильной классификацией его является лингвистическая (см. Турецкие языки); самой лучшей считается система академика В. Радлова, значительно совпадающая с этническими данными. Ни одна лингвистическая классификация не охватывает, однако, всех Т. народностей, так как не все диалекты еще изучены. В последнее время Н. Аристов сделал попытку классифицировать Т. на основании историко-этнических данных, по главнейшим племенам, из которых образовались все современные Т. народности, а именно: 1) племя канглов и родственное ему племя кипчаков, послужившие главным элементом для образования юго-западных Т. народностей (османов, адербейджанов, туркменов, ногайцев, волжских татар, башкиров и пр.), общая численность которых превышает 17 млн. душ, и в значительной мере участвовавшие в образовании узбеков, сартов и киргиз - казаков, так что 2/3 всех Т. происходит от этих двух главных племен; 2) племена: дулат (преобладающий элемент большой орды), алчин (главный элемент малой орды), аргын, найман, кирей (составляющие с кипчаками среднюю орду) — вместе с первыми двумя, участвовавшие в образовании киргиз-казаков; 3) племя кыргыз, отдавшее часть своих родов в среднюю орду, но продолжающее самостоятельное существование в горной части Западн. Тянь-Шаня, численностью около 225 тыс. душ; 4) племя якутов (230 тыс. душ), остаток древнего Т. племени, жившего некогда под именем саха в Зап. Тянь-Шане, закончившего свое существование в Индии и оставившего следы в Зап. Тянь-Шане в виде кара-киргизского поколения саяк и на Енисее в виде рода сагай; о) древние племена теле (оно же гаогюй) и турок-тукю, которые после падения их владычества в Монголии — сначала турков, а потом ветви теле, уйгуров, — вошли в состав племен кирейского, найманского и аргынского, а также лесных племен между Байкалом и Черным Иртышом; они же вошли в состав китайско-тюркской помеси дунганов, первоначально образованной гуннами.

    ОтветитьУдалить