суббота, 29 декабря 2012 г.

Народы Северного Кавказа


Народы Северного Кавказа


Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Народы Северного КавказаЧтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
        Люблю я Кавказ.

М.Ю. Лермонтов
Народы Северного Кавказа всегда выгодно отличались своими традициями, обычаями и историей. Наиболее яркой чертой, присущей всем этническим группам является гостеприимство. Гость получает самые лучшие угощения, внимание хозяев, полную безопасность и защиту. Однако нужно соблюдать осторожность, чтобы не осквернить священные принципы и предметы в доме каждого народа, будь то осетины, чеченцы, ингуши, дагестанцы, черкесы, карачаевцы или кабардинцы. Познакомиться с историей и традициями народов Северного Кавказа поможет эта статья.
Осетины
Осетины являются потомками древних сарматов, алан и скифов. В наши дни осетины живут на южном и северном склонах центральной части главного Кавказского хребта. Общая численность осетин в настоящее время составляет около 670 000 человек в мире. Хотя территориально части Осетии разделены, единый народ обладает одной культурой, языком и традициями. Более того, разделение подкрепляется еще и административным: Республика Северная Осетия со столицей в городе Владикавказ и Республика Южная Осетия с центром в городе Цхинвал.
Народы северного Кавказа были отделены в 1922 году властями Кремля: Северная Осетия относится к России, а Южная – к Грузии. Около 70 лет осетины не ощущали разницы, ведь жили в единой великой державе СССР. Развал Союза повлек за собой создание двух отдельных государств, а осетины стали не единым народом, а гражданами соседних стран с натянутыми отношениями. Многие семьи оказались разделены государственной границей.
Природа Осетии невероятно богата и разнообразна: цветущие предгорные равнины, знойные степи, ледяные вершины Кавказских гор, стремительные реки и глубокие ущелья.
История осетинского народа охватывает периоды расцвета и невероятного влияния, практически полного истребления и достойного возрождения. В 13-14 веках н.э. нашествие татаро-монгол привело к массовой гибели населения, уничтожению хозяйства и краху государства. Некогда великий народ северного Кавказа оказался в изоляции в ущельях гор. Общение поддерживалось лишь с самыми близкими людьми и соседями. Однако в этом есть и свои преимущества, осетины смогли сохранить первозданность своих традиций, религии, культуры и языка.
В 18 веке возросшая численность населения, суровость и теснота условий высокогорья продиктовали необходимость вступления в состав России и переселению на предгорные равнины. Поначалу административное подчинение носило формальный характер, а народы северного Кавказа то и дело принимали участие в освободительных восстаниях. Однако осетины добились важных задач: переселились на равнины, установили торговые связи с Россией и обеспечили региону внешнюю безопасность.
Культура и искусство Осетии поистине уникальны. Этот народ подарил миру одного из лучших дирижеров Валерия Гергиева, первую в мире женщину-дирижера Веронику Дударову, балерину Светлану Адырхаеву, династию цирковых артистов Кантемировых, эстрадных исполнителей Акима Салбиева и Феликса Царикати.
В областях науки и экономики народ Северного Кавказа численностью не более 700 000 человек также достиг невероятных высот. Григорий Токаги величайший специалист
мировой аэродинамики и ракетной техники, Васо Абаев патриарх иранистики и лингвистики, Юрий Кучиев капитал атамохода «Арктика» покорившего Северный полюс первым в мире, и многие другие выдающиеся деятели, оставившие свой след в истории.
Ингуши
Третье тысячелетие ингуши проживают в республике Ингушетии, расположившейся в самом сердце Центрального Кавказа. Ингушетия является одной из живописнейших республик Северного Кавказа. Минеральные источники, необыкновенные пейзажи, кристально чистые реки, обширные территории лесов на предгорьях, альпийские пастбища, широкая степь, заснеженный Кавказский Хребет – все это и есть Ингушетия.
Ингуши являются атохтонами Кавказа. Наиболее ранними формами культуры этого народа северного Кавказа является Кобанская культура бронзового века, датируемая 16-4 веками до н.э. Экземпляры изделий из бронзы повествуют о развитой культурной и хозяйственной жизни предков ингушей. Богатейшая история края отражена в замковых комплексах, христианских храмах и языческих святилищах, сторожевых башнях и надземных некрополях, сохранившихся с древности и средневековья.
Стремление ингушей к мирной и счастливой жизни нашло отражение в песенном и музыкальном фольклоре народа, сказаниях, легендах, традициях и обычаях. Практически в каждом городе Ингушетии по сей день существуют фольклорные коллективы, хранящие великое наследие.
Основными принципами национальной культуры ингушей является открытость, доброта, душевность, уважение достоинства, как своего, так и чужого. Вековые традиции народа составили некий образ человека, уважительно относящегося к старшим людям, родителям, заботливо и трепетно ухаживающего за младшими, почтительно обращающегося с женщинами, выражающего толерантность и доброжелательность к соседям, другим культурам и традициям. Ярким доказательством этому может служить этикет взаимоотношений ингушей с представителями других народов и друг с другом.
Святым долгом для каждого ингуша является уважение стариков и предков. В каждый праздник дома, где живут старики, наполнены гостями. Внуки с особой любовью тянутся к дедам.
Женщину в традиции народов Северного Кавказа называют «хранительницей домашнего очага», чувство высокой почтительности к женщине имеется у каждого ингуша. В древние времена просьба женщины ставилась превыше требований чести: самый жестокий поединок мог завершиться, если женщина сняла платок и попросила об этом. Философское отношение к жизни учит ингушей глубоко уважать женщин и ценить их роль в обществе как матерей, несущих образ верности, любви, нравственности, терпимости, миротворчества.
Для ингуша священным лицом является гость, вне зависимости от его вероисповедания и национальности. Обычаи веражал и доттагал (побратимство и дружба соответственно) высоко ценятся в современном обществе. Высшей ценностью считается верность данному слову. Уникальным мероприятием можно назвать «Ловзар» - шуточное сватовство с нескончаемыми шутками и танцами.
Чеченцы
Чеченцы называют себя «нохчи». Это одна из древнейших народностей мира с самобытной культурой и антропологическим типом. Среди народов Северного Кавказа это самый многочисленный этнос – более 1 млн. человек. По религии, культуре и генотипу чеченцам наиболее близки их соседи ингуши. Общая историческая судьба, кровное родство, языковая, культурная, территориальная общность этих групп образует единый вайнахский народ. Чеченское общество постоянно впитывало этнические элементы соседских и кочевых народов, что говорит о полиэтническом характере чеченцев.
Основным местом проживания чеченцев является Чечня и Ингушетия. Общаются на нахском языке, 74% свободно владеет русским. Стоит заметить, что письменность чеченского народа основывалась на арабском алфавите до 1917 года, до 1938 – на латинском, а затем на русском алфавите.
Традиционными земледельческими культурами для чеченцев являются ячмень, пшеница, овес, просо, рожь, фасоль, лен и др. Довольно рано народ Северного Кавказа начал применять пахотные орудия. В горных регионах большое распространение получило отгонное овцеводство. Крупный рогатый скот использовался как рабочая сила на равнинах, а для езды разводили породистых лошадей. Горные и равнинные районы Чечни быстро наладили торговлю: излишки скота с горных районов менялись на хлеб и другие злаки с равнин. Сукно, изготавливаемое чеченскими женщинами, пользовалось огромной популярностью и в соседних республиках.
Строения из камня в горных селениях в большинстве своем были двухэтажными с плоской крышей: на нижнем этаже ночевал скот, а на верхнем было жилое помещение из двух комнат. Большинство селений имело оборонительные башни в 3-5 этажей. Интерьер чеченского жилища отличался практически полным отсутствием мебели, в комнате стоял лишь сундук, несколько скамеек и низкий столик на трех ножках. Стены были украшены коврами, шкурами и оружием. Циновки покрывали пол. По традиции, зола, очаг и надочажная цепь являются священными. Неуважение к этим элементам могло повлечь кровную месть, и наоборот, если убийца крепко удерживал надочажную цепь он получал права родственника. Упоминание цепи встречаются в клятвах и проклятиях. Старшая женщина в семье считалась хранительницей очага, с помощью которого комната разделялась на женскую и мужскую половины.
Традиционная чеченская одежда имеет много общего с одеждой других народов Северного Кавказа. Мужчины носили рубаху, застегивающуюся спереди на пуговицы. Поверх рубахи надевался бешмет, который подпоясывался поясом с кинжалом. Штаны обычно сужались книзу и всегда заправлялись в ноговицы. Черкески – праздничная одежда чеченцев, расклешенная книзу, застегивающаяся на металлические пуговицы до пояса. Зимой чеченцы носили бурки и овчинные шубы. Шапка олицетворяет мужское достоинство, поэтому головные уборы шились из дорогих мехов, они высокие и расширяющиеся кверху. Тот, кто сбивал шапку с головы, страдал от кровной мести.
Женщины носили рубаху и штаны. Рубаха достигала длины до колен и имела расклешенный покрой и застежку из 1 - 3 пуговиц на груди. Зимней одеждой для женщин был бешмет.
Дагестанцы
Дагестанцы представляют собой название множества народностей, обитающих на территории Дагестана. Всего среди коренных жителей Дагестана можно назвать 14 этносов, к которым относятся арчинцы, даргинцы, лезгины, лакцы, тарабасаны, ногайцы и другие. Приоритетного народа в Республике не существует, но самыми многочисленными являются аварцы. Все народности стараются сохранить свою этническую и языковую самобытность. Самой распространенной религией в Дагестане является ислам.
Перепись 2009 года показала, что на 1 квадратный километр приходится 54 жителя, а количество сельчан превышает численность горожан (57,5% и 42,5% соответственно). Дагестан входит в тройку лидеров регионов Российской Федерации по рождаемости. На каждую женщину приходится более 2 детей.
Дагестан по праву считается одним из древнейших центров земледелия и животноводства. Традиции народов Северного Кавказа практически ничем не отличаются. Несущественная разница заметна лишь у тех народов, которые живут на равнине и в горах. Издревле основными источниками деятельности являлись животноводство, которое более распространено в горной местности, и садоводство, земледелие, виноградарство, преобладающее на равнинах.
В горах дома строятся теснее, более скученно, здесь крыша одного дома может быть двором другого. Преимущественно в горах располагаются многоэтажные каменные дома, в то время как на равнине 1-2-этажные дома располагаются более свободно.
Мастера сукноделия, металлообработки, ювелирного, гончарного, кузнечного ремесла, а также по изготовлению ковров, кожаных изделий и деревянной утвари ценились во все времена народами Северного Кавказа.
Излюбленным повседневным блюдом дагестанцев считается хинкал – отварное в мясном бульоне тесто, с кусочками мяса и различными соусами. На праздники дагестанцы радуют большие семьи пловами и пирогами.
Музыкальный фольклор сохранил немало традиций, которые по сей день чтятся во время праздников и гуляний. Любимым танцем дагестанцев является лезгинка, а выбор национальных музыкальных инструментов огромен: гармоника, агач-кумуз, чунгур, зурна, тар, саз, дудка, бубен, свирель.
Общедагестанский костюм объединяет черты одежды всех народностей. Мужчины облачаются в рубаху, штаны, черкесску, бешмет, папаху, бурку, войлочную или кожаную обувь. Женщины выбирали такую же обувь, а также штаны, платье-рубаху, покрывала и шубы. Женский головной убор называется чухта. Праздничные наряды богато украшаются орнаментами. Кинжал для дагестанцев является особо почетным оружием и входит в состав национального костюма.
Кабардинцы
Народность кабардинцев образовалась в 13-15 веках, когда опустевшие земли после ухода алан были заняты адыгскими племенами с Северо-Западного Кавказа. В языке, бытовых традициях и обычаях сохраняется много общего между кабардинцами и черкесами (адыгами).
Когда Кабарда окончательно сформировалась как политическая община, народ начал развивать такие виды деятельности как отгонное скотоводство, ремесла, земледелие. С 15 века народ Северного Кавказа стал исповедовать ислам, вытеснивший языческие верования и православное христианство.
Семьи кабардинцев преимущественно были большими с патриархальными традициями. В 13-15 веках социальное расслоение повлекло за собой появление князей-пши, которые владели землями и распоряжались имуществом своих крестьян. Князья проводили время в военных набегах, завоевывая территории и захватывая пленных в рабство, которые пользовались большой популярностью в Египте. Стоит заметить, что в горных ущельях и на склонах сохранились общества, которые называли себя «вольными черкесами» и не подчинялись князьям.
Кабардинцам, несмотря на множество междоусобных войн, удалось сохранить историко-культурное наследие, выражавшееся в религиозных верованиях, обычаях ведения хозяйства, социально-этнической основе. Звеном между прошлым и настоящим являются предсказания, приметы, запреты, символика. Старшее поколение обязательно учить детей мудрости, опыту поколений, глубине народных знаний.
Черкесы
Предки современных черкесов назывались «адыгами». Основными занятиями этого народа Северного Кавказа считается отгонное скотоводство, а также разведение лошадей кабардинской породы. Народные ремесла связаны с переработкой продуктов скотоводства, а именно выделкой сукна, изготовлением кожаной обуви и одежды. В южных районах черкесы занимались обработкой дерева, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия.
Независимые сельские общины имели собственные органы самоуправления и были связаны круговой порукой. Наиболее важными обычаями считаются кровная месть, куначество и гостеприимство.
До 18 века большие семьи патриархального устоя насчитывали до 100 человек. Широко были распространены брачные запреты, а свадьба становилась возможной только после уплаты калыма.
Множество аулов, датируемых 19 веком, сохранились на территории Черкессии. Современные народы Северного Кавказа строят квадратные дома с множеством квартир.
Национальная одежда не слишком отличалась от других народов, однако роль платка в качестве головного убора женщины была велика. Девочки могли ходить с непокрытой головой или в платке по собственному желанию, молодые девушки и женщины носили «золотую шапочку» из бархата или сукна с вышивкой, поверх нее надевался шелковый платок. Когда женщина становилась матерью, ее волосы должны быть плотно закрыты темным платком и шалью. Платок мог завязываться несколькими способами. Современные черкесы надевают народные костюмы только по праздникам.
Карачаевцы
Карачаевцами называется коренное население Республики Карачай, численность народности достигает 150 000 человек.
Предгорная и горная часть населения по-прежнему занимается животноводством. Традиционные кавказские ремесла сохранились и в Карачаеве: выделывание войлока, сукноделие, плетение циновок, вязание и вышивка, обработка шкур, золотое шитье, резьба по камню и дереву. Множество памятников архитектуры отражают историческую значимость региона. Здесь расположено множество боевых башен, склеповых сооружений, домов, построенных по срубной технике.
Не смотря на то, что национальная одежда карачаевцев мало отличается от других народов Северного Кавказа, женские костюмы различаются по возрасту и семейному статусу.
Традиционными блюдами карачаевской кухни можно назвать жареное и вареное мясо, вяленую колбасу, кефир и айран, сыры, супы с мясом, пироги с огромным ассортиментом начинок, пресные лепешки. Народы Северного Кавказа очень любят лакомства, а разнообразие сортов халвы считается традиционной сладостью.
В современном Карачаеве сохраняются пережитки семейных общин, которые делят общую землю и скот.
Традиции народа Северного Кавказа огромное внимание уделяют этикету. Народные праздники всегда сопровождаются играми ряженых, силовыми состязаниями, джигитовкой, конными скачками и песнями. Богатый фольклор карачаевцев включает сказания, песни, пословицы и поговорки, сказки, поверья и рассказы о Насра Ходжа.

24 комментария:

  1. Представители коренных народов Северного Кавказа - наиболее сложного в этническом, религиозном и языковом отношении региона России, включающего в себя большое количество национально-территориальных образований. Вместе с тем здесь, в частности, прослеживается большое культурное единство, с одной стороны, между адыгами (адыгейцами, кабардинцами и черкесами), и между ними и осетинами, балкарцами, карачаевцами, с другой стороны. Многочисленные народы Дагестана (аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, ногайцы, рутильцы, агулы и др.) имеют свою самобытную культуру и общие психологические особенности, что позволяет выделить Дагестан в особый регион, к которому примыкают Чечня и Ингушетия, представители которых относятся, в свою очередь, к вайнахам и имеют много сходного в культуре и психологии.

    Определенные общность и своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий: развития, образа жизни, культуры привели к формированию типичных черт социального и национально-психологического облика представителей Северного Кавказа. Данные этнографических, социально-психологических и социологических исследований показывают, что они наделены:

    - высоко развитым обостренным чувством нацио нальной гордости,самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;

    - главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации;

    - большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, осебенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны;

    - подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;

    - достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;

    - стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку.

    В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Северного Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным народам Кавказа вообще. Обладая достаточно хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.

    ОтветитьУдалить
  2. Северный Кавказ - это Россия в миниатюре. Многочисленное население со своими традициями, верованиями, языками, экономическими неурядицами, с попытками одного народа диктовать другим народам "правильную линию" поведения вызывают, мягко говоря, неприятие. Действительно, трудное это дело, владеть колониями, народ в которых никак не хочет понять, что "За совращение несовершенолетних..." не тост, а статья Уголовного кодекса. И многое, что считалось достойным настоящего джигита, теперь трактуется статьей УК и банальным "Восток ...тонкое". Но мы знаем и далее - "Где тонко..."

    Традиция человечности дагестанской семьи – это традиция гостеприимства.

    Известна не одна примета, предсказывающая приход гостей. Встречая гостя, все встают и пожимают ему руку. Увидев гостя, хозяин выходит навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать! К добру будет Ваш приезд!».

    Считается делом чести принять достойно любого человека, нуждающегося в пристанище. Даже в самой бедной семье должны быть готовы оказать установленное обычаем гостеприимство. Для гостя отводили лучшую комнату в доме, держали лучшую постель, берегли запас лучших продуктов. К со­жалению, в наше время подобное гостеприимство стали проявлять только к высоким должностным лицам.

    Особо следует сказать о взаимопомощи. Дагестанский аул — целостный социальный организм. В своих заботах горец может рассчитывать на помощь односельчан. Человека никогда не оставят одного со своей бедой. В случае болезни или потери родственника к сельчанину идут домой для выражения сочувствия и несут специально приготовленные лучшие блюда национальной кухни. Приняло также ходить домой приветствовать людей, возвратившихся в аул после долгой отлучки .

    ОтветитьУдалить
  3. Следует заметить, что термин Северный Кавказ имеет в равной степени как географический, так и историко-культурно-политический смыслы, в котором немалую роль играет и конфессиональный состав населения. Северный Кавказ — территория Суннитского Ислама и Русского Православия, характеризующаяся большим количеством титульных народностей на сравнительно небольшой территории. Закавказье — территория Грузинского Православия, Армяно-Григорианской Церкви и значительного влияния Шиизма, территория официально мононациональных государств, увеличение численности национальностей Ближнего Востока — курдов, айсоров и иных.
    Грубая оценка музыки, одежды, оружия даёт также вполне чёткое разделение: Северный Кавказ — традиционные Кавказские музыкальные основы, распространение так называемой черкески с газырями, преобладание оружия слабой кривизны и открытых рукояток оружия. Закавказье — влияние иранских и семитских музыкальных традиций, менее регулярное употребление одежды с газырями, тяга к большей кривизне клинка и защищённости гарды оружия, явная крестовина у сабель. Причём, Закавказские особенности усиливаются с Запада на Восток, имея место уже в Центральнокавказском регионе, и, достигая наибольшей выраженности в Лезгистане, который является слиянием всего Кавказа, всех его традиций. Постепенность перехода подтверждает тот факт, что нет каких-либо исключительно Северокавказских или Закавказских особенностей, и многое зависит более от особенностей данной местности, нежели чем от формальной принадлежности к Северному или Южному Кавказу, которая во многом совпадает с политическими условиями, нежели чем с физической географией. (Сравни: формальное отнесение всего Дагестана к Северному Кавказу и столь же формальное отнесение всего Судана к Северной Африке, исходя из историческо-культурных особенностей региона).

    ОтветитьУдалить
  4. Религиозный культ у народов Кавказа
    Христианство на Кавказе
    Кавказ характеризуется как зона столкновения различных религиозных течений. Ведущая роль принадлежит христианству и исламу. Православными являются грузины, часть абхазов, большая часть осетин. Грузия приняла христианство в 334 году новой эры. Ныне самостоятельная грузинская православная церковь возглавляется грузинским патриархом. Самые популярные фигуры в пантеоне покровитель мужчин св. Георгий, имеющий черты, роднящие его с эпическим героем-змееборцем, и св. Нина, покровительница женщин. По традиции Нина Капподокийская вспоминается как основательница православия в Грузии, ее символ крест из виноградной лозы, перевязанной отрезанными косами святой.
    Самостоятельную ветвь христианства исповедуют армяне с 303 года, их церковь носит название Армянской апостольской церкви. В старом написании армянскую церковь называли грегорианской по имени ее основателя Просветителя Грегора Лусаровича. Церковь возглавляет глава всех верующих армян в мире Каталикос. Его резиденция находится в небольшом городке Эчмиадзин, недалеко от Еревана. Армянское христианство иногда не совсем верно называют монофизитским, хотя в догматике присутствует признание и божественной и человеческой природы Христа. Представлены на Кавказе и христиане несторианского толка (айсоры или современные ассирийцы).
    Ислам на Кавказе
    Ислам в регионе также неоднороден. Азербайджанцы принадлежат к шиитской его ветви, принятой также в Иране. Народы Дагестана и Северного Кавказа, за исключением той части осетин, которые принадлежат к христианской церкви, исповедуют ислам суннитской ветви, на западе ханафитского толка, на востоке шафиитского. В Чечне, Ингушетии, части Дагестана - много приверженцев своеобразного местного варианта суфизма, связанного с проведением особого моления зикра, во время которого исполняющий обряд приходит в особое состояние духа.
    Ислам пришел в Азербайджан и Дагестан в VIII веке нашей эры, но принятие его в других частях Кавказа растянулось до XIX века. В последнее время популярность ислама резко выросла, в том числе из-за связи с зарубежными исламскими центрами, при помощи которых по всему Кавказу было построено много мечетей. Произошло проникновение такого течения как ваххабизм, основа которого состоит в требовании очищения ислама от нововведений, таких как почитание предков и священных могил, пользование амулетами, культ старших, т.е. того, что вошло в установки ислама, традиционного для Кавказа. К требованиям ваххабизма оказалась восприимчива часть молодежи, особенно среди тех, кто учился в исламских университетах арабских стран; поэтому возникла еще одна разновидность конфликта - между молодыми мусульманами и стариками. Некоторые явления бытового ислама вызывают осуждение и со стороны умеренного мусульманского духовенства, например, расточительность свадеб и похоронно-поминальных обрядов.
    Иудаизм на Кавказе
    Иудаизм является религией кавказских евреев, представляющих особую ветвь восточного еврейства. Синагога кавказских евреев ориентирована не на Восток, как принято в ашкеназской традиции, а на запад, что соответствует реальной направленности храма на Иерусалим.
    Ранние верования народов Кавказа
    У народов Кавказа были широко распространены ранние верования, почитание элементов природы, например, горных вершин, камней, водных источников, священных деревьев, небесных и земных сил, могил предков. Распространенным явлением были семейные и родовые святилища со своими жрецами. Часть этих святилищ в 1990-х годах стали вновь активно и откровенно посещаться. Наиболее ярко возрождение старых культовых мест заметно в горных районах, а также в Абхазии, где такие моления стали частью современной политической жизни.

    ОтветитьУдалить
  5. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
    До сих пор в том или ином виде языческие верования сохранились у народов Северного Кавказа. Даже утвердившийся ислам не мог полностью вытеснить язычество. Особое место в этих культурах занимало поклонение солнцу, горам, камням, деревьям. Испокон веков функционировали культы огня, солнца, железа, а так же развитый культ предков, которые, якобы, незримо сопровождали живых и могли влиять на них. Древние языческие обряды выражались так же в обрядах вызывания или прекращения дождя, обрядом с жертвоприношением животных для избавления посевов от засухи и градобития, с началом пахоты, сенокоса ,уборки урожая и других событиях хозяйственной и семейно-бытовой жизни. У адыгов были священные рощи и деревья, у которых совершались торжественные общественные акты, молебны и жертвоприношения. Были так же святилища родовые и семейные.
    При этом так исторически сложилось, что Северный Кавказ находился на стыке двух миров — христианского и мусульманского. В Армении и Грузии христианство появляется в IV веке, а в VI — у адыгских племен Северо-Западного Кавказа (хотя глубоко не проникает в сознание народа). В XIV вв началась деградация христианства у народов Кавказа, а вот языческие представления - выжили.
    Однако с VI в вместе с арабским вторжением на Северный Кавказ проникает ислам. Отсюда мусульманская вера начинает распространяться на прилегающие районы.
    Тем не менее, большинство горных обществ приняло мусульманство в XVII-XVIII вв.
    Царское правительство и местные власти не вели целенаправленной антимусульманской политики (несмотря на то, что исламский фактор сыграл далеко не последнюю роль в Кавказской войне 1817-1864 гг), но предпринимали усилия по восстановлению христианства, в первую очередь среди осетин.
    Тем не менее ни христианство, ни ислам в полной мере не подавили языческие верования горцев. Это характерная черта этнопсихологии народов Кавказа.

    ОтветитьУдалить
  6. Экспозиция "Народы Северного Кавказа (конец XIX-начало XX в.)" демонстрирует предметы культуры 8 этнических общностей Северного Кавказа: адыгейцев, кабардинцев, черкесов, карачаевцев, балкарцев, осетин, ингушей и чеченцев.
    Авторы поставили своей основной задачей показ того общего, что в культуре каждого этноса составляет признаки региональной общности, этнические же особенности одного народа рассматривались как проявление специфики местных обычаев. Эта задача продиктовала и структуру экспозиции, в целом, состоящую их двух частей. В одной расположены сцены, отведенные занятиям населения, а также типичным и особо ярким образцам материальной культуры народов Северного Кавказа. В другой части материальные объекты сведены в комплексы, отражающие установки народного массового поведения, ставшие известными общерегиональными признаками.

    Экспозиция начинается с общего вступления, дающего образ природной среды края и рассказывающего об общественном устройстве народов Северного Кавказа до их вхождения в состав России. Обращение к этой проблеме позволяет понять цивилизационную оценку горского феодализма, природу воинственности отдельных категорий мужчин, роли социальных верхов в сложении ряда компонентов национальной культуры, включая различия в ролях мужчин и женщин. Введение также содержит эталонный комплекс женской одежды, подаренный российской императрице Марии Федоровне, супруге Александра III, и уникальный адыгский девичий корсет, один из трех, имеющихся в музеях мира. Обе части экспозиции объединены занимающей центральное положение условной обстановочной сценой "Интерьер горского жилища". Она дает представление об аскетизме домашнего быта, разделении жилища на пространственные зоны, соответствующие разделению семьи и общества на старших и младших, мужчин и женщин.

    Все темы первой части экспозиции раскрывают не только занятия населения, но и принципы организации крестьянских промыслов и особенности мировоззрения, имеющего древние корни. В теме "Земледелие" указано на варианты равнинной и горной агрикультуры, при ныне забытых высокоэффективных приемах последней. Одним из мотивов рассказа о скотоводстве стало выделение пастушества и сенокошения, которые были престижными мужскими занятиями. В разделе "Охота" акцентируется внимание на мифологии общения мира людей и мира животных. В теме "Кузнечество" занятие рассматривается не только как промысел, но и как древний комплекс социальных и религиозных действий. Несколько сцен, отражают специфику женских домашних промыслов и одновременно являются полем демонстрации образцов декоративно-прикладного искусства народов Северного Кавказа: узорных циновок и войлоков, золотошвейных изделий, деталей женской одежды.

    Вторая часть экспозиции продолжает начатое показом интерьера жилища рассказ о домашнем быте, где присутствуют такие темы как жесткое упорядочение семейных и общинных отношений, семейная община, предметы повседневного пользования, отражающие древние правила мирового порядка. Эти темы отражены в комплексах, представляющих очажную утварь, домашнюю мебель, планировку жилища. Особая роль женщин отражена в сцене "Ношение воды". Сложность межсемейных и внутрисемейных отношений, как и константные установки жизненного пути человека, затронуты при организации предметов, относящихся к свадебным церемониям и воспитанию детей. Комплексы "Религия" и "Культ мертвых" характеризуют Северный Кавказ как зону стыка христианства и ислама при колоссальной стойкости местных религиозных культов. Сцена "Гостеприимство" представляет феномен народной культуры, ставший уже известным штампом в представлении европейцев о Северном Кавказе.

    Все предметы, находящиеся на экспозиции "Народы Северного Кавказа," относятся к столетней давности, но культура, породившая их, жива, поэтому обращение к ним может помочь понять и природу процессов, происходящих на Кавказе в наше время.

    ОтветитьУдалить
  7. Люба, почему не написала ничего о том, где экспозиция? В каком музее? Для кого пишешь комментарий? Для меня или для ребят?

    ОтветитьУдалить
  8. Ингушетия.
    С I тысячелетия до нашей эры на территории современной Ингушетии распространена Кобанская культура, получившая своё название по аулу Кобан (Тагаурское ущелье, Северная Осетия), где были найдены древнейшие археологические памятники.

    Антропологически носители кобанской культуры являлись представителями кавкасионского типа, а наиболее близкой к кобанской является колхидская культура.

    Первые упоминания о протовайнахских племенах на Северном Кавказе появляются в I тысячелетии до н. э
    В период Средних веков существовало объединение племён — дзурдзуки. Впервые упоминается арабскими географами IX-X веков.

    Объединение состояло из обществ (вьаров), которые, в свою очередь, делились на тейпы и не имело столицы. Власть принадлежала Совету старейшин (Мехк-кхел). Также, в Средние века на территории Ингушетии распространяется христианство со стороны Грузии.

    Дзурдзуки просуществовали до XIV века. В 1395 году объединение было уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана, а оставшееся население переселилось в горы.

    При этом, часть равнинной территории современной Ингушетии входила в состав Алании.
    В XV веке ингуши предпринимают попытку возвращения на равнины. Однако во второй половине XVI века, в результате похода кабардинского князя Темрюка в декабре 1562 года, поддержанного ногайцами и русским царём Иваном Грозным, ингуши были вынуждены вновь уйти в горы.

    В этот период началось проникновение ислама — через Чечню и Дагестан, однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды. Ингушские общества — Галгаевское, Цоринское, Джейраховское, Орстхоевское,Фяппинское (Кистинское), проживавшие в горах, начали возвращаться на равнины в XVI—XVII веках, главным образом, на Тарскую долину, где в конце XVII века было основано селение Ангушт. Переселение на равнины, в основном, завершилось к первой половине XIX века.

    ОтветитьУдалить
  9. Экспозиция в Российском Этнографическом музее.

    ОтветитьУдалить
  10. Великий дагестанец
    1 октября исполнилось 135 лет со дня рождения Дж . Коркмасова (1877-1937)
    Джелал Асельдерович Коркмасов - выдающийся общественно-политический и государственный деятель, незаурядный мыслитель, дипломат и публицист. Его знают в Дагестане по последним опубликованным материалам, но знают мало, знают далеко не все стороны его деятельности, говорящие о величии того, что он совершил.
    Выявляются новые и новые источники и материалы, которые вынуждают нас переработать даже уже осмысленное и написанное. Что говорить о нас, когда внук Джелала Анатолий Дж.-Э. Коркмасов более 10 лет занимается выявлением наследия своего великого дедушки, и, видимо, потребуется еще столько же времени, если не больше для того, чтобы выявить и собрать все, что связано с его именем в архивах и публикациях в России, бывших республиках СССР, Турции, Франции, Италии и Германии, где он работал или выполнял важную государственную дипломатическую и иную миссии. Джелал Коркмасов – один из первых, если не первый пропагандист социалистических идей среди коренных дагестанцев, организатор и лидер Темир-Хан-Шуринской группы РСДРП, «Крестьянского центра» социалистической группы в Дагестане.
    Он один из первых пропагандистов социалистических идей и один из организаторов Османовской Социалистической партии в Турции, активный участник социалистического движения во Франции.

    ОтветитьУдалить
  11. Карачаевцы Карачаевцами называется коренное население Республики Карачай, численность народности достигает 150 000 человек. Предгорная и горная часть населения по-прежнему занимается животноводством. Традиционные кавказские ремесла сохранились и в Карачаеве: выделывание войлока, сукноделие, плетение циновок, вязание и вышивка, обработка шкур, золотое шитье, резьба по камню и дереву. Множество памятников архитектуры отражают историческую значимость региона. Здесь расположено множество боевых башен, склеповых сооружений, домов, построенных по срубной технике. Не смотря на то, что национальная одежда карачаевцев мало отличается от других народов Северного Кавказа, женские костюмы различаются по возрасту и семейному статусу. Традиционными блюдами карачаевской кухни можно назвать жареное и вареное мясо, вяленую колбасу, кефир и айран, сыры, супы с мясом, пироги с огромным ассортиментом начинок, пресные лепешки. Народы Северного Кавказа очень любят лакомства, а разнообразие сортов халвы считается традиционной сладостью. В современном Карачаеве сохраняются пережитки семейных общин, которые делят общую землю и скот. Традиции народа Северного Кавказа огромное внимание уделяют этикету. Народные праздники всегда сопровождаются играми ряженых, силовыми состязаниями, джигитовкой, конными скачками и песнями. Богатый фольклор карачаевцев включает сказания, песни, пословицы и поговорки, сказки, поверья и рассказы о Насра Ходжа.

    Источник: http://skfo.pro/blog/238

    ОтветитьУдалить
  12. Кстати, про Ингушев, в 1924 в составе РСФСР была выделена Ингушская АО, в городе Владикавказе размещался её административный центр, в 1934 она объединена с Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 преобразованную в АССР.

    ОтветитьУдалить
  13. Аварцы (самоназв.: маарулал, аварал) — народ в Республике Дагестан (784,4 тыс. чел, 2002). Всего в Российской Федерации — 814,5 тысячи аварцев. За рубежом проживают преимущественно в Азербайджане, небольшие группы имеются в Грузии и Казахстане.

    Говорят на аварском языке нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Выделяют два наречия (северное, южное) и множество диалектов. Письменность с XVI в. на арабской графической основе (аджам). В 1928 г. осуществлен переход на латиницу, с 1938 г. — на кириллицу.

    Верующие аварцы исповедуют ислам (с XV в.).

    Традиционные занятия аварцев — скотоводство и пашенное земледелие . Разводят грубошерстных пород овец, в современное время появились тонкорунные. В долинах аварцы занимаются садоводством и виноградарством.

    Домашние промыслы и ремесла типичны для кавказского региона: кузнечное, оружейное, ювелирное, ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари, обработка кож, резьба по камню и дереву, чеканка по металлу (серебро, медь, мельхиор).

    Традиционные жилища в горных поселениях — каменные, с плоской земляной крышей, от одного до пяти этажей, с отдельным входом на каждом этаже, встречаются дома-крепости с башней. Часто крыша одного дома служила двором для другого.

    Для аварцев характерен костюм общедагестанского типа. Пища аварцев достаточно проста — на основе мучных, мясных и молочных продуктов. Распространенные блюда — хинкал (с мясом, брынзой, простоквашей, чесночной приправой), супы из бобовых, чурпа из щавеля, каши, каурма. Выпека ли блины, пироги (чуду) с различной начинкой. Сладости — халва и пахлава. В долинах готовили виноградное вино.

    Аварский фольклор охватывает эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные. Национальные музыкальные инструменты: чагчана (смычковый), чагур и тамур-пандур (струнные), лал и зурна (духовые), бубен и барабан (ударные).

    Среди наиболее известных аварцев: народный поэт Дагестана, снискавший мировую известность, Расул Гамзатов, литераторы Гамзат Цадаса и Фазу Алиева, видный политик и ученый-этнолог Рамазан Абдулатипов, Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев, пятикратный чемпион по вольной борьбе Али Алиев и другие.

    ОтветитьУдалить
  14. Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ, къэбэрдей) — народ Северного Кавказа, один из адыгских субэтносов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. В Кабардино-Балкарской республике составляют 55,3 % населения. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы.

    ОтветитьУдалить
  15. НАРОДЫ ДАГЕСТАНА

    Дагестан - один из самых сложных в этническом отношении регионов: здесь проживает более 100 национальностей и народностей, в т.ч. 30 коренных, представляющих крупные языковые семьи и группы: иберийско-кавказскую, тюркскую, иранскую, индоевропейскую и другие. Большинство здешних языков имеет свои диалекты и говоры.

    Аварцы (496 тыс.), расселены в центральном и западном Дагестане, в бассейне притоков реки Сулак.
    Традиционные занятия: скотоводство и земледелие. Ремесла: женские - ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь).
    Даргинцы, включая кайтагцев и кубачинцев, (280,4 тыс.), расселены в средней части Дагестана. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Ремесла: обработка шерсти (сукно, вязаные изделия), металла, дерева, кожи.

    Кумыки (231,8 тыс.) расселены на равнинной и предгорной территории. Традиционные занятия: земледелие и животноводство. Раньше добывались соль и нефть, которыми снабжался Нагорный Дагестан. Ремесла: изготовление сукон и хлопчатобумажных тканей, обработка кожи, дерева, металла, камня, ковроткачество, гончарное производство, изготовление оружия и др.

    Лезгины (204,4 тыс.) живут во всех районах Южного Дагестана. Традиционные занятия: земледелие, садоводство, скотоводство, шелководство. Ремесла: резьба по дереву, ковроткачество, изготовление тканей, войлока, джурабов, кожевенное, сапожное, кузнечное дело (Ахты), ювелирное, оружейное (Икра) и др.

    Лакцы (91,7 тыс.) занимают центральную часть Нагорного Дагестана, частью - в районе пограничном с Чечней. Традиционные занятия: земледелие и животноводство. Ремесла: сукноделие, изготовление паласов, войлока, производство и лужение металлической посуды, ювелирное ремесло, золотое и серебряное шитье, шорное и сапожное дело, обработка камня

    Табасараны (73,2 тыс.) живут в предгорьях и на равнине восточной части Южного Дагестана. Традиционные занятия: земледелие, садоводство и скотоводство. Ремесла: ковроткачество, обработка дерева, гончарство, резьба по дереву и камню, кузнечное дело, изготовление тканей, войлочных изделий, джурабов, выделка кожи.

    Ногайцы (28,3 тыс.) расселены в основном в пределах Ногайской степи, расположенной на севере республики. Традиционные занятия: кочевое и отгонное скотоводство, коневодство, верблюдоводство, земледелие, бахчеводство и садоводство, разведение домашней птицы, охота и рыболовство. Ремесла: обработка кожи, овчины, дерева, изготовление сукна и войлочных изделий.

    Рутульцы (15,0 тыс.), живут в Южном Дагестане в верховьях реки Самур. Традиционные занятия: животноводство, земледелие, овощеводство и садоводство. Ремесла: сукноделие, ковроткачество, производство войлока, шерстяной вязаной обуви, джурабов, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди и серебра.

    Агулы (13,8 тыс.) живут в Южном Дагестане, в бассейне реки Чирах-чай. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Ремесла: кузнечное дело, обработка кожи, овчины, шерсти (изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов), резьба по дереву, камню.

    Цахуры (5,2 тыс.) живут в Южном Дагестане, по правым притокам реки Чирах-чай. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Ремесла: обработка кожи, овчин, шерсти, изготовление ниток, ковров, паласов, ткани, вязание; плотницкое и лудильное дело.

    Горские евреи и таты (17-18 тыс.) живут в основном в городах. При общем языке, различаются по религиозной принадлежности (мусульмане-шииты, иудаисты и христиане-монофиситы). Традиционные занятия: садоводство, виноградарство и виноделие. Ремесла: ковроткачество, изготовление медной посуды и др.

    Азербайджанцы (75,4 тыс.) живут в г. Дербенте, в Дербентском и Табасаранском районах. Традиционные занятия: земледелие, садоводство, виградарство. Ремесла: ковроткачество, выделка кож и др.

    Чеченцы (60 тыс.) живут в Хасавюртовском и Новолакском районах Дагестана. Традиционные занятия: земледелие, садоводство, скотоводство и др. Ремесла: ювелирное, кузнечное дело, изготовление сукна и др.

    Русские (около 300 тыс.) живут в городах, Кизлярском и Тарумовском районах.

    ОтветитьУдалить
  16. Кабардинцы, живут также в Ставропольском крае, я давно хотела туда съездить.

    ОтветитьУдалить
  17. Народы Северного Кавказа всегда выгодно отличались своими традициями, обычаями и историей. Наиболее яркой чертой, присущей всем этническим группам является гостеприимство. Гость получает самые лучшие угощения, внимание хозяев, полную безопасность и защиту. Однако нужно соблюдать осторожность, чтобы не осквернить священные принципы и предметы в доме каждого народа, будь то осетины, чеченцы, ингуши, дагестанцы, черкесы, карачаевцы или кабардинцы. Познакомиться с историей и традициями народов Северного Кавказа поможет эта статья

    ОтветитьУдалить
  18. регион в Восточной Европе, находится в Европейской части Российской Федерации, включающий Предкавказье, северную часть склона Большого Кавказского хребта, западную часть южного склона до реки Псоу

    ОтветитьУдалить
  19. Личная информацияФамилия:
    Имя: Имам Шамиль
    Отчество:
    Дата рождения: ??.??.1797 г.
    Дата смерти: ??.??.1871 г.
    Сфера деятельности: Политика и гос. управление
    Место рождения
    Страна: Россия
    Регион: Дагестан
    Населенный пункт: Унцукуль
    Национальность: Аварец


    Достижения

    Предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом. Объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии в теократическое государство Имамат. Совершил паломничество Хадж в Мекку, где и умер. Шамиль обладал военным талантом, и главное большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе.

    ОтветитьУдалить
  20. Следует заметить, что термин Северный Кавказ имеет в равной степени как географический, так и историко-культурно-политический смыслы, в котором немалую роль играет и конфессиональный состав населения. Северный Кавказ — территория Суннитского Ислама и Русского Православия, характеризующаяся большим количеством титульных народностей на сравнительно небольшой территории. Закавказье — территория Грузинского Православия, Армяно-Григорианской Церкви и значительного влияния Шиизма, территория официально мононациональных государств, увеличение численности национальностей Ближнего Востока — курдов, айсоров и иных.
    Грубая оценка музыки, одежды, оружия даёт также вполне чёткое разделение: Северный Кавказ — традиционные Кавказские музыкальные основы, распространение так называемой черкески с газырями, преобладание оружия слабой кривизны и открытых рукояток оружия. Закавказье — влияние иранских и семитских музыкальных традиций, менее регулярное употребление одежды с газырями, тяга к большей кривизне клинка и защищённости гарды оружия, явная крестовина у сабель. Причём, Закавказские особенности усиливаются с Запада на Восток, имея место уже в Центральнокавказском регионе, и, достигая наибольшей выраженности в Лезгистане, который является слиянием всего Кавказа, всех его традиций. Постепенность перехода подтверждает тот факт, что нет каких-либо исключительно Северокавказских или Закавказских особенностей, и многое зависит более от особенностей данной местности, нежели чем от формальной принадлежности к Северному или Южному Кавказу, которая во многом совпадает с политическими условиями, нежели чем с физической географией. (Сравни: формальное отнесение всего Дагестана к Северному Кавказу и столь же формальное отнесение всего Судана к Северной Африке, исходя из историческо-культурных особенностей региона).

    ОтветитьУдалить
  21. Легенда: Рождение Кавказа
    Фантастическая горная цепь, протянувшаяся на полторы тысячи километров от Черного до Каспийского морей, с вершинами, покрытыми вечными льдами и снегами, издавна привлекала внимание народов населяющих побережья Средиземного и Черного морей, равнинные просторы Европы. Непроходимые ущелья, отвесные скалы, таинственные пещеры становились для них пристанищами страшных горных духов, драконов, мифических животных. Выдающиеся поэты и писатели многих стран использовали их в своих произведениях.
    Александр Дюма, который совершил путешествие по Кавказу в 1858-1859 гг. в своих записках "Кавказ" приводит услышанную легенду об образовании современного горного края...
    В стародавние времена жил да был на самой высокой из гор Кавказа - тогда еще гряды ровных, зеленых холмов - Отшельник. И повадился к нему ходить в гости Дьявол. Безжалостно мучила нечистая сила старца - не было у Отшельника ни дня покоя. И обратился Отшельник за помощью к Богу, и разрешил ему Бог проучить хорошенько исчадие ада.
    Отшельник раскалил на огне добела клещи и стал ждать, когда появится Дьявол. Как только Дьявол подошел к хижине и, как всегда, просунул в нее голову, чтобы испугать своим мерзким видом Отшельника, ловкий старец сотворил крестное знамение и схватил нечистую силу за нос раскаленными клещами.
    Дьявол взвыл от боли и принялся в ярости топать ногами и хлестать все вокруг хвостом. И такой величины был у него хвост, что вздыбил он всю землю от Анапы до Баку.
    Каждый удар хвоста, обезумевшего от боли Дьявола, прокладывал в некогда аккуратных, ухоженных Богом холмах пропасти и стремнины, разрезал расщелинами плодородные долины и вздымал до небес целые горы. Таким - в полнейшем и живописном беспорядке - остался Кавказ во веки веков, вплоть до наших дней.

    ОтветитьУдалить
  22. Определенные общность и своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий: развития, образа жизни, культуры привели к формированию типичных черт социального и национально-психологического облика представителей Северного Кавказа. Данные этнографических, социально-психологических и социологических исследований показывают, что они наделены:
    - высоко развитым обостренным чувством нацио нальной гордости,самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;
    - главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации;
    - большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, осебенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны;
    - подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
    - достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
    - стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку.

    ОтветитьУдалить
  23. Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ, къэбэрдей) — народ Северного Кавказа, один из адыгских субэтносов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии и Северной Осетии[5]. В Кабардино-Балкарской республике составляют 55,3 % населения. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы.

    ОтветитьУдалить