воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Потомки древних финнов (финноязычные народы Северо-Запада России)

            Финноязычные народы Северо-Запада России

Многие века эти северо-западные России земли были своеобразным перекрестком между Восточной, Средней и Северной Европой. Здесь жили, торговали, вели нередкие войны балтские, прибалтийско-финские, германские и славянские народы. В союзные, культурно-хозяйственные, а позже и в государственно-экономические связи с Русью были втянуты и финно-угорские народы - чудь, водь, весь, лопь, корела, ижора - коренное население территорий к востоку от р. Нарвы в Поволховье, Полужье и Приладожье.
Походы крестоносцев включили финнов, эстонцев, латышей и литовцев в сферу развития западно-христианской культуры и истории. Своеобразие культурных традиций во многом определялось сосуществованием различных конфессий - православной, старообрядческой, лютеранской, католичекой. Со временем на этих землях обозначились две культурные зоны: Восток - с очевидным влиянием славянской культуры, и Запад - с не менее ощутимым влиянием германской и скандинавской культур. Финноязычное население Северо-Запада России изучено антропологами в Целом хорошо. Результаты исследований говорят о неоднородности его антропологического состава. В нем исследователи выделяют два заметно различающихся комплекса: один - это так называемый лапоноидный тип - характерен для саамов, а другой - для остальных рассматриваемых народов (карел, вепсов, ижорцев, финнов-ингерманландцев, води).
Все названные группы, кроме саамов, относятся к так называемым "северным европеоидам", для которых типична максимальная в мире степень депигментации волос, глаз и кожи. Их черты — очень высокая частота светлых волос (вместе с русыми до 50—60%), и особенно светлых глаз (до 55-75% серых и голубых), - характерны также для значительной части современного населения Фенноскандии, Восточной Прибалтики, Белоруссии.

Прибалтийско-финские народы России формировались и развивались в тесных контактах между собой и со славянским населением. В результате у них сложились во многом сходные культурные комплексы, этнокультурные процессы шли в значительной мере в одном русле, одной из доминант их развития на протяжении последних столетий была аккультурация в общероссийском пространстве под воздействием главным образом русской культуры.
 
В отечественной исторической науке неоднократно исследовался вопрос о взаимодействии славян и финноязычных народов. Тот факт, что Российское государство уже изначально формировалось как полиэтничное, втягивая в свой состав и в орбиту своего влияния различные, в том числе финские племена, не вызывал сомнения ни у кого из исследователей, начиная с Н.М. Карамзина (Карамзин, 1842). Летописи сохранили об этом достаточно богатый и достоверный материал. Так, Повесть временных лет, составленная в начале XII в., дает перечень волжско-финских и прибалтийско-финских народов, находившихся в той или иной форме политического союза или зависимости от славян. Это - чудь, весь, меря, черемисы, мордва, пермь, либь (ливы), югра .
  Не подвергался сомнению и тот факт, что в лесной зоне Восточно-Европейской равнины славяне расселялись на землях, уже занятых финноязычными народами. Вместе с тем процесс славянского расселения и характер их взаимоотношений с финноязычными племенами оценивался учеными по-разному. Ряд исследователей считал, что этот процесс шел бесконфликтно: финское население при продвижении на территорию их расселения славян постепенно отступалo на свободные и окраинные земли без каких-либо столкновений. Наиболее аргументированно против этой точки зрения выступил в свое время И.И. Соболевский, который, основываясь на данных тех же самых летописей, показал, что невозможно отрицать многочисленные столкновения славян с автохтонным населением так же, как и тот факт, что значительная его часть постепенно влилась в состав русского населения (Соболевский, 1891). Особые споры вызывала проблема культурного воздействия финских племен на славянское население. Некоторые, как, например, С.В. Ешевский, полагали, что в силу малочисленности и относительной отсталости финноязычного населения это воздействие не могло быть значительным. Он считал, что финские племена не оказали никакого влияния на формирование "русского народного типа" (Ешевский, 1900). Другие исследователи считали, что именно смешение русских с местным финноязычным населением привело к складыванию особенностей северного великорусского населения - их физического облика, умственного склада, говора и т.д. (см., например: Платонов, 1917).

Проблемами Русско-финских контактов занимались крупнейшие историки дореволюционной России: С.В. Соловьев, Д.И. Иловайский, В.О. Ключевский и многие другие. Особое значение решению этой проблемы придавал Н.И. Костомаров (Костомаров, 1904). Эта проблема привлекала внимание ученых и позже. Широкий резонанс в 1930-е годы получила дискуссия между Д.К. Зелениным, с одной стороны, и М.К. Маркеловым (Маркелов, 1930) и С.П. Толстовым (Полетов, 1930), с другой. В статье, опубликованной в 1929 г., Зеленин, признавая смешанное происхождение русского народа, отрицал в то же время наличие в нем финно-угорского элемента (Зеленин, 1929). Зеленин написал эту статью с целью опровергнуть построения М.Н. Покровского, который считал, что неславянская примесь у русских составляла чуть ли не 80% (Покровский, 1933). Оппоненты Зеленина, оперировавшего преимущественно этнографическими материалами, указывали на то, что данные археологии, относящиеся к периоду формирования древнерусской народности, свидетельствуют об ином. Дальнейшие исследования показали сложную картину межкультурного взаимодействия славян и прибалтийско-финских народов, которое определило их современный культурный облик. Из недавно вышедших последних крупных работ, связанных с этой темой, следует отметить, в частности, коллективный труд "Русский Север: Этническая история и народная культура ХП-ХХ вв." (2001 г.) и монографию В.В. Седова "Славяне: Историко-этнографическое исследование" (2002 г.).

Развитие культуры народов Северо-Западного края России ни в коей мере не прекращается, но оно идет в иных условиях. То, что доиндустриальная культура прибалтийско-финских народов постепенно замещалась новыми формами, складывавшимися в XX в., вовсе не означает культурной деградации. Подобные процессы характерны для всей нашей страны и для всего мира.

Следы финно-угоров земля хранит на обширной территории протяженностью более четырех тысяч квадратных километров от реки Енисей до Скандинавии. Среди финно-угоров России языковеды выделяют народы, говорящие на прибалтийско-финской подгруппе финно-угоской группы уральской семьи (эстонцы, карелы, вепсы, ижорцы, водь, ливы). По многим особенностям языка и по расовому типу данная подгруппа наиболее близка к финнам Финляндии. Другая группа народов, говорящая на языках финской группы, - волжские финны (мари и мордва).

В настоящее время на земном шаре более 26 млн. представителей финно-угорских народов и народностей. Из них за пределами России проживают более 20 млн. человек.
На территории России проживают 18 народов, относящихся к уральской языковой семье: мордва, удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, венгры, карелы, финны, ханты, вепсы, манси, селькупы, саами, нанасаны, ижорцы, энцы, водь, ливы.
Большое внимание на расселение и выработку общих черт в хозяйстве, материальной и духовной культуре, обычаях и традициях оказали природно-географические условия. Основная территория расселения финноязычных народов приходится на обширную низменность с относительно спокойным рельефом, широкими речными долинами, озерами. Здесь проходят такие крупные водные артерии, как Волга, Ока, Ветлуга, Унжа, Сура, Сухона, Северная Двина.

Самым многочисленным народом финноязычной группы в России является мордва. На территории республики коренное население составляет 36%. Они также проживают в Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской, Нижегородской областях, Башкирской, Татарской, Чувашской, Марийской республиках, в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Среди мордвы выделяются две этнические группы - эрзя и мокша. Эрзя расселена в восточных районах Мордовии, а мокша - в западных и южных районах.

Финноязычный народ марийцы длительное время был известен под названием черемисы. Первые упоминания о них имеются у готского историка Иордана (VI век) и в русских летописях XII века. В Марийской республике проживает около 50% мари, остальные небольшими группами живут в Башкирской, Татарской, Удмуртской республиках, Нижегородской, Кировской, Екатеринбургской, Пермской и Оренбургской областях России. Марийцы делятся на три этнографические группы - луговые, горные, восточные. Луговые занимают левобережье Волги, горные живут на правобережье, восточные проживают на территории от низовьев Вятки и до отрогов Среднего Урала.

Карелы - коренное население Карелии, обитающее также в северо-западных областях России. Карельский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской группы уральской семьи.

Вепсы- известные до XX века под названием чудь, проживают в южных районах Карелии. Вепсы относятся беломоро-балтийской группе большой европеоидной расы. Вепский язык языковеды относят к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской группы уральской семьи.

Коми -проживают в Республике Коми. Среди них выделяются две этнические группы. Большую составляют коми-зыряне. Народ коми проживает в Архангельской, Мурманской, Тюменской, Омской областях, Ненецком, Ямало-ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Алтайском крае. Народ коми-зыряне родственны коми-пермякам и удмуртам.
Удмурты проживают в Удмуртской Республике, в Башкирской, Татарской, Марийской республиках, Кировской, Пермской, Екатеринбургской областях. Среди удмуртов выделяются две этнографические группы - северные и южные.
В настоящее время финно-угорские народы занимают небольшие островки среди русскоязычного населения и идет процесс ассимиляции финно-угоров в основном русскоязычным населением.

Долгие века длилось сокращение численности финно-угорских народов на территории России. Этот процесс продолжается и в наши дни. Поэтому важно осознать роль финно-угоров в общей сокровищнице культуры народов России, узнать исторические корни и истоки их материальной и духовной культуры, показать представителям финно-угорских народов их великий путь и великие достижения, которые дают право гордиться историей своего народа, дают веру в будущее.







10 комментариев:

  1. Кристина, по Закону "Об авторском праве" необходимо написать ИСТОЧНИК и сделать активную ссылку на тот сайт, с которого взята информация. Посмотри как это сделал Дима Сергеев.

    ОтветитьУдалить
  2. Финноязычное население Северо-Запада России изучено антропологами в Целом хорошо. Результаты исследований говорят о неоднородности его антропологического состава. В нем исследователи выделяют два заметно различающихся комплекса: один - это так называемый лапоноидный тип - характерен для саамов, а другой - для остальных рассматриваемых народов (карел, вепсов, ижорцев, финнов-ингерманландцев, води). Все названные группы, кроме саамов, относятся к так называемым "северным европеоидам", для которых типична максимальная в мире степень депигментации волос, глаз и кожи. Их черты — очень высокая частота светлых волос (вместе с русыми до 50—60%), и особенно светлых глаз (до 55-75% серых и голубых), - характерны также для значительной части современного населения Фенноскандии, Восточной Прибалтики, Белоруссии, Севера Западной и Восточной Европы. Таксономически совокупность этих крайне депигментированных популяций рассматривают как северную ветвь большой европеоидной (евразийской) расы; Н.Н. Чебоксаров и В.П. Алексеев определяли ее как североевропейскую, или балтийскую малую (локальную) расу.

    На территории России североевропеоидный комплекс представлен одним из вариантов, а именно - беломоро-балтийской группой типов, или беломоро-бал-тийской расой (по Алексееву - "восточнобалтийская группа популяций") (Чебоксаров, 1951; Витое и др., 1959; Алексеев, 1974а; Рогинский, Левин, 1978). По сравнению с более западным североевропеоидным вариантом (атланто-балтийская раса) для народов беломоро-балтийской группы характерны заметно более низкий рост, меньшие размеры головы и лица, брахикефалия (округлая мозговая коробка), относительно более низкое и широкое лицо, уменьшение высоты лба, расширение нижней челюсти по сравнению с шириной лба, немного более уплощенное по европейскому масштабу лицо и более выступающие скулы, пониженное переносье при хорошо выступающем носе, значительно более высокая частота вогнутой спинки носа, приподнятость кончика и основания носа ("курносость") и ряд других признаков.

    В составе беломоро-балтийской расы выделяют два ее географических варианта - восточнобалтийский и беломорский типы. Первый представлен в большинстве карельских групп, и особенно четко у вепсов. Он типичен и для ижорцев, финнов-ингерманландцев и води. Согласно наиболее распространенной точке зрения восточнобалтийский тип характерен и для населения восточной Финляндии, восточных эстонцев и латышей (особенно латгальцев). Он встречается также практически повсюду в составе соседних с ними групп русского населения. Восточнобалтийский тип, без сомнения, имеет ряд локальных вариантов, и, по замечанию Ю. Ауля, даже в ареале распространения прибалтийско-финских народов - это "мультиформная раса" (Аулъ, 1964. С. 153). В Эстонии территория его распространения совпадает с ареалом водских элементов в эстонском языке (Витое и др., 1959). Второй, беломорский тип представлен в основном у русских и северо-западных коми, а по данным Д.А. Золотарева, отмечен и у северокарельских групп (Золотарев, 1930). Однако анализ материалов К. Марк и М. Витова выявляет в большинстве карельских популяций только отдельные, мозаично разбросанные черты этого типа. По сравнению с восточно-балтийским типом беломорский тип характеризуется более высоким ростом, более удлиненной головой (мезокефалия), несколько более темными волосами и глазами, усилением роста бороды.

    ОтветитьУдалить
  3. Комментарий Ушаковой Алины дублирует местами текст сообщения Кристины. Вывод - Алина не прочла сообщение.

    ОтветитьУдалить
  4. Антропологов, как правило, интересуют не только описание физических особенностей населения земного шара и выделение более или менее различающихся между собой географических вариантов в морфологии современного человека, но и вопросы их происхождения (генезиса): где, когда и при участии каких предшествующих компонентов оформился тот или иной устойчивый комплекс расовых черт. Одной из самых интригующих научных загадок XX в. является проблема происхождения лапоноидного типа. При этом в данном контексте следует учитывать также то обстоятельство, что все исследователи отметили так называемую "лапоноидность" восточнобалтийского типа, особенно ярко выраженную в прионежском локальном варианте - у вепсов. Г.Ф. Дебец, анализируя свои материалы 1933 г. по вологодским вепсам, которые оказались исключительно светловолосыми, светлоглазыми и при этом почти не отличались по многим признакам от саамов, обоснованно не соглашался с предположением, что формирование этого комплекса происходило на основе лапоноидного типа: для последнего характерно потемнение, а не посветление волос и глаз (Дебец, 1941). Чебоксаров и Битов в свое время выразили мнение, что резкая депигментация волос и радужины глаз относятся, вероятно, к очень древним расовым особенностям населения Северной Европы (Витое и др., 1959. С. 123). На материалах Прибалтийской комплексной экспедиции (1952-1954 гг.) антропологи констатировали, что наиболее депигментированные группы населения одновременно оказываются и наиболее - условно - "монголоидными": более широколицыми и уплощенными, с сильнее развитой складкой верхнего века, пониженным переносьем и пр. Более поздние материалы К. Марк по всем финно-угорским народам СССР подтвердили такое сочетание признаков, в частности - у пермских народов (коми и удмуртов) (Марк, 2000). Данная комбинация антропологических особенностей ("монголоидность" в сочетании с депигментацией) наиболее выражена именно в северо-западной части Европы. Ученые считали возможным видеть в ней результат совмещения двух расогенетическш процессов, а именно евро-монголоидного смешения (метисации) и депигментации (посветления). В то же время, по мнению Г.М. Давыдовой (Давыдова 1997), эта комбинация отражает особенности протоморфного древнеуральского типа.

    В заключение следует констатировать, что прибалтийско-финские народы антропологически в общем более разнообразны, чем восточнофинские (пермские и волжские) народы. Необходимо еще раз подчеркнуть, что при широком межгрупповом сопоставлении карелы, вепсы, ижорцы и финны-ингерманландцы существенно сходны; они образуют единый антропологический массив на фоне всех финно-угорских народов.

    ОтветитьУдалить
  5. Комментарий Панковой Анны не соответствует теме проекта.

    ОтветитьУдалить
  6. Ижо́ра — финно-угорский народ, в древности — основное (наряду с водью) население Ижорской земли. До середины XX века сохраняли свой язык и некоторые своеобразные черты материальной и духовной культуры (в одежде, пище, жилище и др.). В отличие от лютеран-ингерманландцев, проживавших на тех же землях, исповедовали православие. К настоящему времени, количество говорящих на родном языке — несколько сотен человек. Современные представители ижоры проживают в основном в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области. Их по переписи населения 2002 в России было зарегистрировано 327 человек, из которых 177 в Ленинградской области. Язык — ижорский прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской ветви уральской семьи. Наиболее близок карельскому и финскому языкам. Ижоры — представители европеоидной большой расы, её восточно-балтийского типа, который характеризуется слабой монголоидной примесью. «Часть ижоры особенно светлоглаза, есть много светловолосых, часто цвет волос русый, у мужчин сильно развита борода, рост средний — 164—167 сантиметров, но выше, чем у местных русских»(У местных русских 174 см.).

    ОтветитьУдалить
  7. Много лет, отдыхая в летнее время на Псковщине, в Изборске, мы с семьёй наблюдаем культуру и обычаи маленького народа сету. Этот народ издревле живёт на этих землях, у него богатые и крепкие культурные традиции и они с радостью делятся этим и знакомят всех, кто попадает на дни сету в Изборске и в Печорах. В эти дни сету демонстрируют всё, что умеют делать: льняное производство, ювелирные изделия, посуду, фольклор, костюмы и т. д. А, главное, это очень сплоченный народ.
    Близкородственный эстонцам народ сету обосновался на Псковской земле задолго до появления в этих местах первых славянских племен. Российские ученые относят возникновение первых поселений народов финно-угорской группы в ареале Псково-Чудского водоема к первому тысячелетию до новой эры. К моменту возникновения русской государственности поселения славян и финно-угров в этом регионе перемежались друг с другом. Можно с полной уверенностью сказать, что на протяжении всего последнего тысячелетия русские и сету совместно проживали на территории Псковского края.
    До середины XVI века сету были язычниками. Миссионерская деятельность Псково-Печерского монастыря привела к тому, что сету приняли православие, хотя языческий элемент в культуре сету сохранился вплоть до наших дней.Не зря общепринятым названием сету на Псковской земле стало «полуверцы».

    ОтветитьУдалить
  8. Удмурты—финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах.По переписи 2010 года в России проживало 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии — 410 тысяч. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Украине, Белоруссии, Узбекистане.
    Ранее удмуртов называли "вотяками",так как "удмурты"-это самоназвание этого народа.
    Деревни удмуртов располагались цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой.В избах находилась глинобитная печь , с подвешенным и вмазанным котлом(как у татар,под игом которых удмурты находились много лет).Кстати,удмуртское название деревни("гурт")происходит от названия печи"гур".
    В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы.Варили различные супы,пекли хлеб,блины,лепёшки.отваривали мясо.Делали свекольный квас.
    Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель — 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.
    Развиты были ремёсла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.
    Основная социальная ячейка — соседская община (бускель). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

    ОтветитьУдалить
  9. На севере России живут саамские племена, на северо-востоке – ближайшие родственники финнов, как и они, племена восточно-балтийской расы. Ханты и манси представляют собой смесь восточно-балтийской расы с «рязанским типом». Саамы – народ центрально-азиатской расы с довольно большой примесью восточно-балтийской крови.
    Таким образом, среди эстонцев, ливов и особенно среди финной часто встречаются люди нордической расы, говорящие на финских языках. С другой стороны, на русском, индоевропейском языке говорит много восточно-балтийских людей и людей, которые по крови скорее принадлежат к Азии, чем к Европе. Расовая и языковая принадлежность особенно резко расходятся на востоке Европы.

    ОтветитьУдалить
  10. На территории России североевропеоидный комплекс представлен одним из вариантов, а именно - беломоро-балтийской группой типов, или беломоро-бал-тийской расой (по Алексееву - "восточнобалтийская группа популяций") (Чебоксаров, 1951; Витое и др., 1959; Алексеев, 1974а; Рогинский, Левин, 1978). По сравнению с более западным североевропеоидным вариантом (атланто-балтийская раса) для народов беломоро-балтийской группы характерны заметно более низкий рост, меньшие размеры головы и лица, брахикефалия (округлая мозговая коробка), относительно более низкое и широкое лицо, уменьшение высоты лба, расширение нижней челюсти по сравнению с шириной лба, немного более уплощенное по европейскому масштабу лицо и более выступающие скулы, пониженное переносье при хорошо выступающем носе, значительно более высокая частота вогнутой спинки носа, приподнятость кончика и основания носа ("курносость") и ряд других признаков. В составе беломоро-балтийской расы выделяют два ее географических варианта - восточнобалтийский и беломорский типы. Первый представлен в большинстве карельских групп, и особенно четко у вепсов. Он типичен и для ижорцев, финнов-ингерманландцев и води. Согласно наиболее распространенной точке зрения восточнобалтийский тип характерен и для населения восточной Финляндии, восточных эстонцев и латышей (особенно латгальцев). Он встречается также практически повсюду в составе соседних с ними групп русского населения.

    ОтветитьУдалить